Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Дизартрия: что надо знать об этом заболевании

mush_7e3d197.jpgРечь – это бесценное достояние, приобретенное в ходе эволюции человека и общества. С ее помощью происходит коммуникация людей, выражаются их мысли и эмоции. Речь помогает человеку проявить свою индивидуальность, реализоваться, определить свое место в жизни, обрести все дарованные ею блага. Поэтому умение говорить, четко формулировать свои мысли так важно для каждого человека. Тем более досадно, когда в использовании дара речи возникают преграды. Одной из них преград бывает заболевание нервно-мышечного аппарата - дизартрия.

Что такое дизартрия

Дизартрия – это расстройство речи, которое проявляется в нарушении артикуляции, процессов дыхания и голосовой подачи органами нервно-мышечной системы. Слова произносятся с усилием, неразборчиво. Дефект возникает в произношении почти всех звуков. Кроме этого, изменяется тембр голоса, интонация, нарушаются темп и ритмичность речи. Речевой аппарат претерпевает деструктивные изменения.

Патология характеризуется слабостью или нарушенным мышечным тонусом речевой мускулатуры, которая отвечает за работу артикуляторов – губ и языка.

Симптомы заболевания

Симптоматика дизартрии многолика и разнообразна. В зависимости от основной причины и типа недуга, она может включать:

  • невнятность речи;

  • заторможенность в произношении слов;

  • очень тихие или слишком громкие издаваемые звуки;

  • быстрая, неразборчивая речь;

  • гнусавый, напряженный голос;

  • дефект речевого ритма;

  • неравномерная громкость произносимых слов;

  • монотонность;

  • затрудненное движение языка или лицевых мышц.

В зависимости от степени поражения систем, ответственных за речь, эти признаки выражены в большей или меньшей степени. Screenshot_1.png

Формы дизартрии

Это собирательное название группы речевых расстройств, вызванных приобретенными нарушениями нервно-мышечной системы.

Дизартрия классифицируется шестью основными типами:

  • вялая дизартрия возникает вследствие повреждений нижних мононейронов. Отличительные характеристики – хриплый голос, отрывистые фразы, повышенный носовой резонанс, дефект артикуляции;

  • спастическая форма болезни возникает в результате двустороннего повреждения нервно-мышечного аппарата. Отличается монотонностью, медлительностью речи, натянутостью голоса;

  • атаксическая дизартрия вызвана повреждением мозжечка. При такой форме заболевания наблюдаются несоответствие вариаций тональности и громкости голоса, применение чрезмерного ударения на слоги, артикуляционные ошибки;

  • гипокинетическая форма дизартрии возникает из-за повышения мышечного тонуса в результате нарушений регуляции двигательных и вегетативных функций. При высокой скорости речи громкость голоса значительно понижена, наблюдается частое повторение звуков.

  • гиперкинетическая дизартрия проявляется в непроизвольных движениях, когда нарушена цепочка контроля двигательно-вегетативных систем. Действия речевого механизма происходят непроизвольно;

  • односторонняя дизартрия возникает вследствие повреждения систем речевого аппарата с одной стороны. Отличается замедленным произношением звуков, охриплостью голоса, присутствует дефект артикуляции.

Кроме этих типов недуга, существуют смешанные разновидности, которые включают две или более форм дизартрии.

Причины возникновения

Механизм развития дизартрии, как и многих других неврологических недугов, до конца не изучен. Наличие некоторых факторов может спровоцировать развитие заболевания. К ним относятся:

  • травмы головы;

  • опухоли головного мозга;

  • церебральный паралич;

  • атеросклероз;

  • синдром Гийена-Барре;

  • болезнь Лайма;

  • травма головного мозга;

  • рассеянный склероз;

  • мышечная дистрофия;

  • миастения;

  • болезнь Паркинсона.

5624.jpgНеконтролируемое применение седативных и противосудорожных препаратов также может дать побочный эффект и вызвать дефект речи в виде развития дизартрии.

Методы диагностики

В диагностировании любого заболевания чрезвычайно важно установить первопричину. Специалист по речевым патологиям должен оценить состояние пациента, основываясь на результатах лабораторных исследований, а также при личном общении.

Помимо этого, врач может назначить тесты для выявления заболеваний, спровоцировавших расстройство. Это могут быть:

  • визуализирующие тесты, такие как МРТ или КТ. Подробные изображения мозга, головы, шеи показывают места нарушений в работе этих органов;

  • электроэнцефалограмма оценивает электрическую активность нервных окончаний, передающих сигналы мышцам. Исследования нервной проводимости определяют силу и скорость электрических сигналов. Дефект в работе этого сегмента также может привести к болезни;

  • анализы крови и мочи подтвердят или исключат инфекционное происхождение недуга;

  • при подозрении на опухоль головного мозга может понадобиться провести биопсию.

Кроме этого, невропатологи используют нейропсихологические тесты. Они измеряют мыслительные навыки, способность понимать и анализировать информацию, технику чтения и письма. У взрослых дизартрия не влияет на эти способности, но может говорить об основном недуге, проявляющемся в расстройстве речи.

Как лечится

Дефект речи при дизартрии может проявляться с большей или меньшей интенсивностью. Это зависит от первопричины возникновения недуга и тяжести симптомов. Главной задачей в лечении становится устранение основного фактора, приводящего к данным нарушениям.

Терапия включает в себя целый комплекс врачебных средств, к которым относятся:

  • занятия с логопедом. Они нацелены на регулировку скорости речи, укрепление мышц, развитие навыков поддержки дыхания, улучшение артикуляции;

  • специальная гимнастика, развивающая мышечный аппарат;

  • массажи;

  • период реабилитации. Он может включать медикаментозное лечение ноотропными и витаминными средствами;

  • рефлексотерапия, которая также эффективно используется в логопедии;

  • наблюдение психолога или психиатра, если у пациента присутствуют нарушения психологического характера.

Нужно отметить, что методы логопедии не всегда эффективны. Помочь больному адаптироваться в социуме могут родные и друзья. Этиlogoped_mc.jpg способы коммуникации могут включать визуальные подсказки, жесты, алфавитную доску или компьютерные технологии.

Пациентам с диагнозом дизартрия речи могут помочь более эффективно общаться некоторые советы психолога:

  1. Говорите медленно. Дайте время понять и усвоить информацию.

  2. Начните с малого. Одно или несколько слов, выражающих ваше мнение, для начала, лучше длинных неразборчивых фраз.

  3. Не теряйте связь с собеседником, убедитесь в том, что он вас понимает.

  4. Печатайте сообщение на мобильном телефоне или записывайте его на бумаге.

  5. Жесты и указания на объекты также могут помочь передать вашу мысль.

Дружелюбное, участливое общение может снять излишнее напряжение. Это поможет больному быстрее определить способы коммуникации, позволит найти свое место в социуме.

Дизартрия требует немедленной медицинской помощи. При первых необъяснимых изменениях в вашей речи необходимо немедленно обратиться к врачу.

Формы дизартрии

Заболевание может протекать в легкой и тяжелой формах. Дизартрия у взрослых редко имеет усложненный характер. Тяжелая форма чаще всего встречается у детей и является составляющей детского церебрального паралича. Главный синдром этой формы недуга проявляется в неконтролируемых движениях. Головной мозг подает ошибочные команды, вызывая сокращение одной или целой группы мышц.   

Характер этих движений, именуемых гиперкинезом (отсюда и название «гиперкинетическая дизартрия»), свидетельствует о природе возникающих нарушений. Это может быть функциональный или органический гиперкинез.

При функциональном виде гиперкинеза в состоянии покоя не наблюдается отклонений в деятельности организма. У ребенка возникают конвульсивные движения, как только он начинает говорить.

Раннее логопедическое лечение при этой форме болезни достигает хороших результатов.

В логопедии органический характер заболевания не дает безусловных гарантий полного выздоровления. Непроизвольные движения наблюдаются в состоянии покоя, а при движениях становятся более выраженными.

Специализированные учреждения для больных с тяжелыми нарушениями речи и ДЦП предоставляют комплексное лечение детям с диагнозом гиперкинетическая дизартрия.

Детская дизартрия

23_08_2016_samostoyatel_nyj_rebyonok.jpgРазнообразие форм и видов заболевания основывается на индивидуальных особенностях каждого отдельного больного. Проявление недуга у детей имеет свои характерные особенности.

Дети с легкой, так называемой стертой, формой заболевания не любят кушать. Из-за сложности с пережевыванием они отвергают твердую пищу. Многие родители дают детям перетертую еду. Но этого делать не стоит, так как при этом задерживается развитие движений артикуляционного аппарата. Необходимо дать возможность ребенку пожевать пищу, даже если он ее и не проглотит.

Возникает также сложность при самостоятельном полоскании ребенком рта. Мышцы щек и языка у таких детей слабо развиты. Они либо выпивают воду, либо ее выливают.

Дети с дизартрией имеют нарушения мелкой моторики рук. Им тяжело застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Им не удаются мелкие движения пальцев рук. Часто такие детки неумело держат карандаш и ручку, не умеют пользоваться ножницами.

Наблюдается нарушение общей моторики, возникают сложности при выполнении гимнастических упражнений. Нарушено также умение держать равновесие.

Общее состояние детей с легкой формой дизартрии позволяет им посещать детские учебные заведения, параллельно проходя лечение у логопеда.

Что может быть причиной возникновения болезни

Органическое поражение центральной нервной системы происходит в результате воздействия на мозг ребенка отрицательных факторов. Это становится основной причиной возникновения данного заболевания у детей.

Гиперкинетическая дизартрия может проявиться вследствие нарушений внутриутробного развития. Это могут быть:

  • острые или хронические формы инфекций;

  • интоксикации различного происхождения;

  • токсикоз;

  • различие резус-факторов матери и плода;

  • гипоксия.

При осложнениях во время родов:

  • асфиксия;

  • родовые травмы;

  • кровоизлияния при стремительных или затяжных родах.

В раннем возрасте ребенка:

  • инфекционные заболевания нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты);

  • травмы головы;

  • отеки головного мозга;

  • онкологические заболевания.

Незамедлительное лечение патологии дает шанс на полное выздоровление или значительное улучшение состояния ребенка. 5345931.jpeg

Гиперкинетическая форма дизартрии

Этот недуг сопровождается нарушениями речи, вызванными сбоем в работе головного мозга. Он проявляется как непроизвольные патологические телодвижения. Мышцы языка и лица неконтролируемо спазматически сокращаются, вызывая дефект речевой функции. При этом наблюдаются:

  • тяжелые нарушения дыхания;

  • нарушения процессов жевания и глотания;

  • птиализм (активная выработка слюны, провоцируемая повышенной деятельностью слюнных желез);

  • ограниченность звуковых колебаний, при которых голос звучит глухо и монотонно;

  • напряженность, прерывистость голоса.

Больные легкой степенью имеют гиперкинез мягкого неба и кончика языка. При артикуляции наблюдается несколько затрудненное переключение. В основном, внятная речь включает дефект отдельных звуков, хотя их изолированное произношение правильное и четкое.

Гиперкинетическая дизартрия средней степени содержит увеличенное количество гиперкинезов. Их распространение на все зоны артикуляционной системы и мимической мускулатуры приводит к тому, что дефект наблюдается у одной трети всех произносимых звуков. Понимание такой речи усложняется.

У пациентов с тяжелой формой такой патологии искажены почти все звуков. К этому присоединяется гиперкинез мимической мускулатуры. Непроизвольным спазмам подвержены также мускулатура конечностей и туловища. Дефект речевого действия становится ярко выраженным, усиливается птиализм.

Больные с диагнозом «гиперкинетическая дизартрия» быстро утомляются, поэтому занятия с логопедом должны проходить в комфортном для пациента ритме. Лучше не форсировать процесс, а делать упор на системность и постоянство упражнений.

Протоколы лечения взрослых больных и детей практически ничем не отличаются. Гиперкинетическая дизартрия у детей проявляется более явно и требует более бережного отношения к неокрепшему детскому организму со стороны врачей и родных ребенка. Их скоординированные действия могут ускорить процесс выздоровления.

Надо понимать, что лечение патологии длительное и требует скоординированного сотрудничества родителей, невролога и логопеда. Многоплановость лечения больных с диагнозом «гиперкинетическая дизартрия» заключается в систематических логопедических занятиях и четком выполнении домашних заданий. Родители должны очень серьезно отнестись к ним, внимательно контролировать качество выполнения упражнений, четко понимать их цель и представлять ожидаемые результаты.

Методы логопедии включают в себя:

  • развитие физиологического и речевого дыхания;

  • логопедический массаж;

  • артикуляционную гимнастику;

  • коррекцию темпа, ритма, голоса и интонации;

  • коррекцию звукопроизношения;

  • развитие фонематического восприятия.

Дефект речи у детей с легкой формой заболевания – задача, вполне решаемая логопедией.

Дизартрия – это дефект речи, который влияет на многие сферы функционирования организма человека. Гиперкинетическая дизартрия в детском возрасте становится проблемой не только физиологической, но и проблемой общего развития личности ребенка. Своевременная помощь больному поможет решить вопросы коммуникации человека в обществе. Опытные специалисты способны подобрать эффективные методы лечения, основываясь на индивидуальных особенностях каждого пациента.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок