Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Синдром Аспергера: симптомы и коррекция поведения у взрослых

В начале 90-х синдром Аспергера получил статус самостоятельного диагноза, но часто и сейчас такое заболевание рассматривается как ILoveSomeoneWithAspergers_Thumbnail-732x549.jpgболезнь аутического спектра. Несмотря на ряд схожих проявлений, у пациентов с синдромом Аспергера сохраняется относительная социальная контактность, нет выраженных интеллектуальных или речевых сложностей, характерных для аутизма. Но болезнь осложняет общественные коммуникации и серьезно влияет на качество жизни.

Нетипичное восприятие мира

Первые признаки патологии начинают проявляться в детстве. Когнитивные и интеллектуальные способности при этой дисфункции не страдают, чаще, наоборот, познавательные и умственные способности развиты выше среднего. Отсутствие навыков общения и умения поддерживать социальные связей родители часто относят к специфическим чертам характера или влиянию возраста, считая, что ребенок приобретет эти умения позже. С возрастом больные учатся лучше скрывать свое неумение толковать социальные сигналы и сложности с выражением эмоций, подстраиваясь под требования общества, поэтому диагностировать синдром Аспергера у взрослых сложнее.

В основе проявлений болезни лежит нарушение в развитии лобных долей мозга. Они отвечают за память, внимание, коммуникативные навыки. В норме именно лобные доли мозга развиты сильнее, они играют ведущую роль в познании мира.

При синдроме Аспергера более активными являются задние доли мозга. Такое нарушение в развитии провоцирует изменения в восприятии мира.

Единого мнения о причинах патологии нет. Среди провоцирующих факторов называют:

  • генетическую предрасположенность;

  • задержки развития во время внутриутробного периода;

  • травмы во время родов;

  • вакцинацию и т.д.

Как пациенты, так и врачи, часто утверждают, что называть подобное психическое состояние болезнью не совсем корректно. По их мнению, речь скорее идет об уникальном способе восприятия и обработки информации, выстраивании картины мира, непонятной окружающим.

В неравномерном развитии лобных долей есть не только негативные моменты, такие как низкие социальные навыки, но и позитивные, например, склонность к системному мышлению. Согласно такому подходу, задача врача не вылечить синдром, тем более, это невозможно, а найти те симптомы, которые служат источниками стресса и снижают качество жизни, выработать методики их устранения или снижения влияния.

Своеобразное восприятие окружающей действительности – общее звено между синдромом Аспергера и аутизмом. Объединяет их и Screenshot_1.pngсклонность впадать в истерику в сложных или эмоционально насыщенных ситуациях. В такие моменты аспи уходят в себя и могут длительное время сидеть в одной позе, монотонно раскачиваясь или сфокусировав взгляд на одной точки. На внешние раздражители в такие моменты они не реагируют. Для обоих диагнозов общим являются проблемы с установлением контакта с окружающими, невозможность поддерживать контакт глаз во время разговора.

Есть между диагнозами и существенное отличие, оно заключается в том, что при синдроме Аспергера сохраняется высокий интеллект, речевые навыки в детском возрасте формируется согласно нормам. Многие носители СА достаточно разговорчивы, но в их речи наблюдается изменение интонаций, тона, тембра.

Подтвердить синдром аспергера у взрослых сложно, это связано с их умением мимикрировать под общественные нормы.

На практике выявить болезнь у женщин труднее, чем у мужчин, поскольку они более склонны следовать общественным требованиям и легче усваивают правила, действующие в социуме. У представительниц слабой половины человечества также часто более привычная манера речи, не усложненная терминами и специфическими выражениями.

Основные проявления

Проявления болезни зависят от характера пациента, они очень индивидуальны. У взрослых этот синдром проявляется по-разному, поэтому нет возможности говорить о единой типичной модели поведения.

При всем многообразии проявлений о наличии СА говорят, если затронуты три ключевые сферы:

  • коммуникация – пациентам тяжело распознавать и классифицировать интонации, жесты, выражение лица. Вербальное общение не воспринимается как основной инструмент для социальных коммуникаций, он служит лишь для передачи фактов. Такое восприятие не позволяет вести полноценную беседу, воспринимать шутки, сарказм, иронию;

  • неумение взаимодействовать в обществе – для носителей СА характерно желание общаться, но их психическое состояние не позволяет им заводить знакомства и поддерживать дружбу. Больные воспринимают все слова и действия буквально, им непонятны «неписаные» правила поведения, поэтому со стороны их действия могут воспринимать некорректные;

  • отсутствие социального воображения. Эти больные не умеют ставить себя на место другого человека, строить прогнозы или переносить на себя чужие социальные роли. Другие аспекты воображения при этом не страдают, сохраняется возможность понимать изобразительное искусство, музыку.

Любые социальные взаимодействия при этом психическом состоянии кажутся слишком сложными и запутанными. Чтобы разобраться с этими сложностями, пациенты разрабатывают для себя распорядок дня и типичные ритуалы, которых придерживаются почти фанатично. Сбои в режиме, смена привычного маршрута или другие непредвиденные изменения способны стать источником сильных переживаний.

Еще одно характерное проявление – фиксация на конкретной области знаний или действии. Это может проявляться как в постоянном повторении определенных движений или ритуалов, так изучении все доступной информации о каком-либо явлении. Интерес, возникший в раннем детстве, может сохраниться на всю жизнь.

Многообразные симптомы значительно осложняют диагностику СА у взрослых, потому принято различать базовые и вспомогательные проявления.

Базовые симптомы

К ним относят наличие социальных трудностей, в частности, неумение поддерживать зрительный контакт и интерпретировать выражение лица и язык тела собеседника. Это также трудности с установлением и поддержанием дружеских отношений, несмотря на наличие такого желания. Снижены способности к социальной и эмоциональной коммуникации, они неспособны испытывать интерес к чужому опыту, увлечениям. aspergers-anxiety-lg-1.jpg

Другая группа базовых симптомов – ограниченное или повторяющееся поведение. Синдром Аспергера проявляется в желании следовать заранее установленному порядку действий, зачастую лишенном рационального смысла. Другой вариант проявления такого поведения – постоянное повторение одних и тех же движений, не имеющего практического назначения. Это может проявляться и в виде фиксации на конкретных предметах или их деталях.

Дополнительные симптомы

Это довольно широкий спектр проявлений, среди которых наиболее распространены:

  • нетипичная манера речи. При большом словарном запасе наблюдаются проблемы с пониманием образной речи, подача информации собеседнику также нетипична – вместо диалога поток фактов, между предложениями нет пауз или остановок, чтобы выслушать ответ собеседника. Речь часто монотонная и медленна, без эмоциональных интонаций в голосе, мимика и жестикуляция почти отсутствуют. Для предложений характерна сложная структура, обилие специальной терминологии, дат или цифр, сложно воспринимаемых собеседником на слух;

  • неумение разделять чувства. Эмоциональные реакции в людей с СА сильные, но они не умеют их выражать, а тем более они не склонны разделять эмоции других людей;

  • отсутствие гибкости в мышлении и планировании. Сложности в общении создает и неумении принимать и понимать чужую точку зрения. У пациентов наблюдается склонность к крайней степени убежденности в правильности своего мнения. Даже если тема не является для них принципиальной, они не склонны менять свою позицию под воздействием убеждения, в том числе, и аргументированного. Отсутствие гибкости характерно и для поведения – порядок действий или расписание дня считаются чрезвычайно важными. Любое, даже незначительное отступление от установленного порядка способно надолго выбить из колеи и ввести в состояние паники;

  • повышенная сенсорная чувствительность. Яркие огни, громкие звуки, грубая ткань одежды, посторонние прикосновения – синдром Аспергера повышает чувствительность ко всем этим факторам, заставляя всеми возможными путями избегать таких раздражителей;

  • сложности с обучением и усвоением абстрактных идей, выполнением заданий, для которых требуется креативность и абстрактное мышление. В то же время, структурированные задания с конкретной целью и точная информация даются легко. Характерным является фокусировка на одной конкретной теме, вникание в нее ее вплоть до каждой мелочи и желание безостановочно рассказывать о своем увлечении, не обращая внимания на то, что это неинтересно собеседнику.

Эти признаки способны проявляться в разной степени выраженности или быть незаметны вовсе, но у взрослых с этим синдромом всегда наблюдаются сложности в социальных взаимодействиях. Неумение распознавать социальные сигналы приводит к сложностям в поддержании контактов, которое окружающие часто расценивают как невоспитанность или грубость.

Как уже упоминалось, ни у детей, ни у взрослых болезнь не затрагивает когнитивные способности. Как правило, интеллект определяется как нормальный или выше среднего, но особенности восприятия и обработки информации могут приводить к сложностям в обучении и выполнении работы.

Память отличает механический характер, что объясняет способность запоминать сотни фактов и затем основывать на них свою речь. Техническая и фактическая информация понимается хорошо, а вот абстрактные конструкции усваиваются намного хуже. Высокая способность выделять детали и фокусироваться на них позволяет хорошо разбираться в нюансах, но при этом часто страдает общее понимание задания или ситуации.

Неумение распознавать социальные сигналы, разделять чувства других людей, приводят к тому, что у аспи нет «внутреннего цензора», сдерживающего их при высказывании своего мнения. Для них характерна полная честность, вне зависимости от того, какие последствия или реакция будет получена в ответ.

Исключительно рациональное мышление и полная прямолинейность не позволяют воспринимать ограничения и границы, выстроенные в обществе, и придерживаться их.

Эмоциональные перегрузки

Для расстройств аутического спектра в целом и, в частности, для синдрома Аспергера, характерны периоды мелтдаунов. Под этим термином понимают эмоциональный срыв или истерику, потерю контроля над свои поведением, мыслями. 1-36.jpg

Происходят такие срывы в результате нервного перенапряжения, при этом оно накапливается достаточно быстро из-за повышенной чувствительности аспи к стрессам.

У детей такое состояние может проявляться в виде истерики и плача. У взрослых оно как минимум выражается в резких критических или неуважительных высказываниях, как максимум – в агрессивном поведении, которое может нанести ущерб окружающим или самому себе.

Среди многочисленных проявлений срыва наиболее характерны:

  • вспышки неконтролируемого гнева, часто сопровождающиеся бросанием различных предметов;

  • аутоагрессия, выраженная в битье головой или руками обо что-то, либо злость, направленная на близких;

  • неспособность усидеть на одном месте и постоянное хождение по определенному маршруту;

  • крики и угрозы окружающим, в том числе незнакомы людям, случайным прохожим;

  • разговор с самим собой;

  • резкий уход с работы или из дома.

Мелтдаун длится от 5 до 20 минут и происходит как с небольшими промежутками, так и раз в несколько недель или месяцев, при этом между кризисами есть способность сохранять контроль над своим состоянием.

Сопровождаются такие срывы головными болями, ощущениями сдавленности в груди, повышенным сердцебиением. В такие периоды резко увеличивается активность, появляется подергивание конечностей, ощущение покалывания в теле. У взрослых во время срывов значительно повышается риск намеренно повредить самому себе, а по его окончании их охватывает ощущение дезориентации, неловкости.

Другим проявлением мелтдауна может быть «отключение» от окружающей действительности. Пациент замирает, часто в сидячем или лежачем положении, взгляд фокусируется на одной точке, отсутствует реакция на любые внешние раздражители.

Диагностика и лечение

Диагностировать синдром Аспергера сложно, особенно у взрослых. Пациенты приспосабливаются к жизни в обществе и корректируют свое поведение под общественные ожидания с той или иной степенью успеха.

Расстройство проявляется разными симптомами, выраженными в различной степени, поэтому одни успешно интегрируются в общество, а другие могут столкнуться со значительными трудностями.

При проведении диагностики у взрослых используют опросники, призванные выявить социофобию, депрессию, навязчивые мысли и их степенью. Определяются характерные для синдрома черты и причины их появления, анализируются нестандартные телесные ощущения, выявляется наличие эмоционально дефицита.

При постановке диагноза исключаются другие психические расстройства. Необходимо подтвердить наличие основных симптомов и длительность их воздействия, выявить несколько дополнительных проявлений.

Устранить синдром полностью невозможно. Терапия направлена на адаптацию в обществе, разъяснение заболевания и особенностей жизни с ним.Основная задача специалиста – выявление факторов, провоцирующих эмоциональные срывы, поиск методов для снижения их значения и обучение правильному реагированию на стресс. shutterstock_788499406-min.jpg

В рамках коррекции поведения используют индивидуальную и групповую психотерапию, обучающую методам контроля над эмоциями и поведением.

Важным аспектом терапии выступает работа по снижению сенсорной чувствительности, ведь вспышки света, громкая музыка или даже тихий, но постоянно повторяющийся звук может приводить больного к эмоциональному срыву. Решить эту проблему позволяет сенсорная интеграционная терапия. Она сводится к постоянному контакту пациента с сенсорными стимулами, которые он относит к неприятным. Контакт происходит в контролируемой среде и дозированных объемах. Это позволяет пациентам спокойнее относиться к раздражителям, а также найти для себя предметы или ситуации, которые позволяют быстро успокоиться.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок