Умственная отсталость – это группа врожденных или приобретенных в детстве расстройств психики, которые сочетают общую недоразвитость интеллекта и мышления с неполноценностью других психических функций: восприятия, памяти, речи, внимания, эмоционально-волевой сферы, локомоторных особенностей. Основное отличие ее от другого вида слабоумия, деменции, заключается не в снижении интеллекта и других функций психики, а в их первичном недоразвитии.
Неправомерно сопоставлять нарушения формирования или раннее поражение головного мозга с психической незрелостью детей разных возрастных групп, поскольку психическая неполноценность у больных связана с патологией. У них нарушены те функции психики, которые и контролируют их полноценное развитие.
Распространенность умственной отсталости имеет широкий разброс – от 0,2% и до 5% и более. Это объясняется несколькими объективными причинами. Одна из них – разная степень выраженности. Если тяжелые формы легко распознать даже неспециалистам, то легкая степень болезни, граничащая с психической нормой, часто позволяет человеку обходиться без помощи психиатра. Такие больные не попадают под наблюдение врача и не становятся на учет. Иногда сложно отличить болезнь от педагогической запущенности, особенно если к таким людям изначально не были предъявлены требования к образованию или действиям, требующим усвоения относительно сложных знаний.
Основной признак рассматриваемой патологии – это умственная недоразвитость. Для определения степени ее выраженности используют основной количественный показатель – коэффициент интеллекта IQ. Все варианты болезни делятся на три группы:
Это разделение имеет определенную условность, так как возможны промежуточные состояния. Иногда бывает сложно отличить легкую имбецильность от тяжелой степени дебильности, легкую дебильность от нижней черты интеллектуальной нормы.
Патология имеет соматические признаки, которые проявляются пороками развития. Они настолько заметны, что позволяют предположить наличие болезни еще до того, как поставлен диагноз. Сюда относят синдром Дауна, микроцефалию – уменьшенный размер головы и другие.
При этой степени умственной отсталости почти полностью отсутствуют и другие функции психики. Эти обнаруживается сразу при появлении ребенка на свет.
«Неправильные» размеры головы и другие нарушения являются результатом патологий внутриутробного развития. Из-за обширности этих поражений такие больные редко доживают до 20 лет, так и не овладев даже самыми простыми навыками. Симптомы идиотии:
слабо дифференцированное восприятие;
невозможность фиксации внимания;
плохая скоординированность движений;
неспособность к учебе;
невозможность исполнения планомерных действий;
отсутствие навыков гигиены;
неумение выразительно говорить;
невозможность передвигаться самостоятельно;
непонимание смысла речи;
выполнение стереотипных движений (раскачивание из стороны в сторону, хлопанье в ладоши и др.);
неподвижность часто сменяется спонтанным возбуждением.
Умственная отсталость у взрослых средней степени тяжести обнаруживается у 10% среди всех страдающих этой патологией. Для нее характерны:
умение ориентироваться в привычной больным ситуации, но полная дезориентация в новых условиях;
примитивная, невнятная, неграмотная речь, состоящая из 200–300 слов;
понимание и использование несложных фраз;
доступность элементарных обобщений;
ограниченные сведения, которые касаются бытовых вопросов;
недоступность образования абстрактных понятий;
низкий уровень логических операций;
удовлетворительная механическая память при полном отсутствии логической памяти.
Многие больные могут проявлять сочувствие, привязанность к близким, осознавать добро и зло, при поддержке окружающих подражать хорошим действиям. И хотя однообразие эмоций, неспособность к самоорганизации, обедненный эмоциональный фон преобладают, таким людям можно помочь социализироваться и адаптироваться к жизни, особенно если учесть их легкую внушаемость и явную склонность к подражанию. В основном, такие люди пребывают под опекой всю свою жизнь.
Это, как уже говорилось, самая распространенная форма. В легкую умственную отсталость включены проявления от более тяжелых, близких к имбецильности форм, до легких, граничащих с уровнем психически здоровых людей с низким уровнем интеллекта. В этой группе можно наиболее четко наблюдать разную степень выраженности отклонений, в зависимости от приобретаемого жизненного опыта. Таким образом, различается глубокая, умеренная и легкая дебильность.
Более глубокая степень проявляется уже в раннем детстве явным отставанием в психическом развитии. Внешне это проявляется в виде непропорционального телосложения, плохой координации движений, глупого выражения лица. Такие дети поздно начинают ходить, говорить, речь не развивается. Они неловки, плохо понимают смысл простых игр, не любопытны. Темп развития психики таких пациентов низок, им редко удается закончить даже вспомогательную школу. При отсутствии лечения они так и остаются беспомощными и нуждающимися в постоянных наблюдении, уходе.
Легкая форма дебильности обнаруживается позже и проявляется:
слабостью абстрактного мышления;
неспособностью к пониманию и передаче скрытого смысла пословиц и метафор;
механическим заучиванием, слепым подражанием;
слабостью целенаправленного внимания;
плохой фиксацией, легким рассеиванием внимания;
пассивностью;
скудностью словарного запаса.
Больные легкой формой психического отклонения обычно заканчивают вспомогательную школу, получают производственные навыки и
Незначительно выраженное слабоумие у взрослого обнаруживается при его попытке продолжить свое обучение, на новом месте работы и т. п. И, хотя у таких людей неплохо развита речь, их поведение вполне адекватно, а хорошая способность подражать и механическая память маскируют, до некоторой степени, психическое отклонение, однако изменение привычного жизненного стереотипа создает для них трудности. Так, становятся невозможными переход от чувственного познания к абстрактному мышлению, высшая степень обобщения. Иногда только при более тщательном исследовании специальными методами можно выявить у пациента слабоумие.
Общая недоразвитость психики, однако, не лишает личность индивидуальности. Она может обнаруживаться в крайних проявлениях: с одной стороны гипертрофированной подвижностью, конфликтностью, расторможенностью, гиперсексуальностью, а с другой – безразличием, апатией, заторможенностью. Эти проявления могут быть более или менее выражены и сменять друг друга. Иногда они столь ярко проявляются, что можно говорить об усугублении симптомов патологии.
Особая черта, присущая для всех лиц, страдающих слабоумием, – это скудность проявления высших эмоций, отсутствие естественного влечения, желания познавать окружающий мир. В волевой сфере слабая инициативность сочетается с подверженностью импульсивным действиям, упрямством, высокой внушаемостью. Такие люди могут проявлять доброжелательность к окружающим, преданность, усердность в работе. Они даже образовывают семьи, становятся заботливыми в супружеской жизни и родительстве.
Хотя умственно отсталые люди, как правило, имеют завышенную самооценку, многие все же осознают свои отличия, что проявляется стремлением скрыть свою болезнь или как-то ее компенсировать.
Если личность, страдающая слабоумием, формируется под влиянием неблагоприятных факторов, то психическое развитие не только затормаживается, но и может привести к антисоциальным явлениям: нежеланию трудиться, негативному отношению к нормам поведения, вредным привычкам, нарушению закона.
Умственная отсталость у взрослых вызвана неправильным формированием или ранним поражением головного мозга. И хотя точные причины до сих пор не установлены, болезнь может быть обусловлена:
наследственностью;
материнскими инфекциями во время беременности;
вредным влиянием на плод алкоголя или наркотиков;
интоксикацией, облучением, радиацией матери в период беременности;
родовыми травмами;
гипоксией плода;
менингитом;
неблагоприятными психосоциальными условиями (например, проблемы с уходом, низкий уровень образования у родителей, низкий социально-экономический статус).
Приблизительно в одной трети случаев установить точную причину болезни не удается.
Нарушения психики, в том числе и умственная отсталость, у каждого больного развивается индивидуально.
Для лечения заболевания особо важной становится ранняя диагностика. Современные методы выявления патологии делают возможным начать терапию на самых начальных стадиях ее развития.
Наибольшую эффективность приносит комплексный подход, который учитывает потребности и возможности пациента. В комплекс терапевтических методов входят:
с помощью психолого-педагогической коррекции становится возможным социализация пациента, его интеграция в общество.
Благоприятным прогнозам содействует постепенно меняющееся отношение к таким людям в сторону понимания и принятия психических нарушений как заболеваний, требующих толерантного и внимательного участия общества.
Уходят в прошлое как лепрозории и туберкулезные диспансеры, так и большие психиатрические лечебницы. Людей со СПИДом не ограждают колючей проволокой. Отношение к проблемам психического здоровья также должно изменить свой вектор в сторону помощи и поддержки социума.