Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Что такое дизартрия

Одним из самых тяжелых расстройств речи является дизартрия. Это нарушение произношения не является самостоятельным no-disar.jpgзаболеванием, оно обусловлено поражением отделов головного мозга, отвечающих за работу речевого аппарата.

Дизартрию легко распознать. При таком расстройстве речь становится смазанной, глухой, присутствует носовой оттенок. Со стороны может показаться, что у человека в ротовой полости есть посторонние предметы или еда, и он пытается говорить с полным ртом. Нарушения артикуляции выявляются на логопедическом обследовании, но для постановки диагноза необходимо заключение невролога.

Определение патологии

Длительное время звукопроизносительные расстройства рассматривались как единая патология, которую называли косноязычием. И лишь в 1888 году дизартрия была выделена из общей группы нарушений речи. Немецкий врач Адольф Кусмауль, изучавший нервные болезни, обнаружил ряд факторов, которые приводят к дизартрическим нарушениям произношения. Именно он разделил косноязычие на функциональное и органическое, обусловленное поражением ЦНС. Позднее органическую форму нарушения речи назвали дизартрией. В переводе с латинского это означает «нарушение членораздельного произношения» (по латыни dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу).

Современными исследователями дизартрия рассматривается с разных позиций:

  • с точки зрения неврологических нарушений. При таком подходе патологию соединяют со всеми имеющимися у пациента двигательными расстройствами. Сторонники данного направления принимают во внимание область поражения ЦНС, а также клинические проявления;

  • с учетом фонетических нарушений. Специалисты проводят фонематический анализ речи пациента при помощи специальных методик. Этот подход отодвигает клиническую картину расстройства на второй план, а основное внимание уделяется обнаружению и дальнейшему исследованию нейрофонетических синдромов патологии.

В рамках описанных выше научных подходов даны различные определения дизартрии. В первом случае расстройство речи рассматривается как симптом патологии, вызванной органическим поражением ЦНС. Во втором – определение дается исходя из внешних проявлений. И каждое из этих определений будет верным. Более того, они дополняют друг друга.

Сегодня дизартрией называют любое нарушение произносительной стороны речи, если оно вызвано поражением головного мозга. Патология может проявляться в разной степени. У больного речь может отсутствовать вовсе или просто быть невнятной с гнусавым оттенком.

Дизартрия может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. В детском возрасте она часто сопровождается распадом речевой системы в целом. Страдает не только произношение, также возникают нарушения чтения и письма, что приводит к общему недоразвитию речи. У взрослых не возникают нарушения восприятия речи на слух, письма и чтения.

Классификация

Поскольку не существует единого мнения относительно понятия дизартрии, то и с классификацией патологии также возникает много споров. Существует несколько способов классифицировать данный вид расстройства речи:

  1. Исходя из локализации очага поражения ЦНС. Эта классификация наиболее распространена в отечественной логопедии. Впервые Screenshot_1.pngее предложила О.В. Правдина. Используя неврологический подход, исследователи выделили корковую и подкорковую, бульбарную и псевдобульбарную, а также мозжечковую дизартрию. Каждый из этих видов расстройств характеризуется поражением различных структур головного мозга, что приводит к сбою в функционировании разных частей речевого аппарата. Например, при бульбарной дизартрии возникает паралич мышц артикуляционного аппарата. В результате речь приобретает тот самый гнусавый оттенок. А при мозжечковой дизартрии дыхательный и речевой аппарат перестают работать синхронно. Это приводит к тому, что речь утрачивает эмоциональную окраску. Произношение становится назальным, а сама речь скандированной.

  2. Исходя из ясности речи. Такой подход к классификации дизартрии предложил французский невропатолог Тардис. С его точки зрения, патология имеет четыре степени выраженности. Наиболее легкую форму может распознать только специалист, а в самом тяжелом случае речь не могут разобрать даже близкие. Такую классификацию в своей работе используют логопеды, психологи и педагоги.

  3. Исходя из ведущего синдрома. Данную классификацию используют логопеды и неврологи в совместной работе. Задачей врача является выделение основного симптома патологии, а педагог обнаруживает схожие расстройства в функционировании речевой системы. Названия видам дизартрии при таком подходе дают исходя из названия выявленного неврологом синдрома. Например, при гиперкинезах возникает гиперкинетическая дизартрия, а при спастических параличах – спастико-паретическая.

Кроме того, часто используется классификация ориентированная на тяжесть патологии. Наиболее легкой формой расстройства является стертая дизартрия. Ее может выявить специалист, поскольку нарушения речи малозаметны. Она очень похожа на дислалию. Главным отличием является наличие неврологических нарушений. Наиболее тяжелая форма дизартрии называется анартрией. В этом случае речь отсутствует вовсе.

Причины возникновения

Дизартрия развивается на фоне поражения ЦНС. Ранее считалось, что основной причиной возникновения подобных расстройств является родовая травма. Но в ходе многочисленных исследований было выявлено, что в большинстве случаев поражение нервной системы возникает в период внутриутробного развития, когда как родовая травма является вторичной причиной, которая лишь усугубляет имеющиеся проблемы.

Причины, способные привести к развитию дизартрии, делят на несколько групп исходя из периода развития ребенка:

  • пренатальный. Этот период называют основным, поскольку именно на этом этапе происходит формирование ЦНС плода. 1456390274753787-768x532.pngВнутриутробное поражение головного мозга может возникнуть на фоне заболеваний матери (инфекционные, хронические), различных ее травм (как физических, так и психологических), повышенной радиации. Отрицательно на формировании плода сказывается употребление алкоголя, наркотических средств и курение. Наиболее опасно влияние этих факторов в первые три месяца беременности;

  • натальный. В этот период возникают факторы, которые, по сути, являются вторичными. При стремительных родах или кесаревом сечении из-за резкого перепада давления может произойти кровоизлияние в мозг. Если врач неудачно применит средства родовспоможения, то плод может получить черепно-мозговую травму. Усугубить имеющиеся проблемы могут и другие патологии родов;

  • постнатальный. В этот период дизартрия может развиться из-за заболеваний, перенесенных ребенком. Опасность представляет менингит и менинго-энцефалит, вирусные и инфекционные заболевания, тяжелые формы болезней желудочно-кишечного тракта и другие.

Женщинам, которые готовятся к рождению ребенка, следует помнить, что благополучие натального и постнатального периода очень часто зависит от того, как протекает беременность. То есть, развитие ребенка и его здоровье (как физическое, так и психологическое) напрямую зависит от благополучности периода внутриутробного формирования.

Коррекция

Дизартрия является сложным нарушением речи, но она поддается коррекции. Наиболее эффективна коррекционная работа при легких формах расстройства.

Заметить дизартрию у ребенка можно практически с первых дней жизни. В грудном возрасте патология может проявляться как слабый сосательный рефлекс. Из-за слабости мышц речевого аппарата у малыша может вытекать молоко изо рта, а иногда даже из носа. Наблюдается повышенное слюноотделение, рот всегда открыт. Дизартрики позднее сверстников начинают держать голову, садиться, ползать, ходить, говорить и т.д. Также у детей могут наблюдаться и двигательные нарушения, страдает мелкая моторика.

Практически все нарушения речи диагностируются примерно в 4–5 лет. До этого возраста дети могут не выговаривать некоторые звуки по естественным физиологическим причинам. Но дизартрию можно распознать раньше, еще до того, как ребенок произнесет свои первые звуки и слова.

Начинать лечение нужно с консультации у врача-невролога. Если же в анамнезе ребенка имеются патологии, обусловленные сложным photo_2020-03-15_21-51-55.jpgпротеканием беременности и трудными родами, то наблюдение у такого специалиста стоит начать с первых дней жизни малыша.

Коррекция дизартрии ведется комплексно. Она включает:

  • лечение медикаментозными средствами. Не стоит надеяться, что врач даст пациенту таблетку от дизартрии. Таких препаратов еще не существует. Терапия будет направлена на устранение основного симптома и облегчение состояния пациента;

  • комплекс логопедических занятий. Основной задачей при работе с дизартриками является разработка мышц артикуляционного аппарата. Достичь значительных успехов помогает регулярное выполнение логопедических упражнений;

  • дыхательная гимнастика. В ходе таких занятий малыш учится быстро и без лишнего шума вдыхать и выдыхать воздух. В результате дыхание и речь становятся плавными;

  • массаж. В ходе коррекции дизартрии может применяться как общий массаж, так и его логопедические разновидности. В домашних условиях мама может массажировать ребенку подушечки пальцев, это позволит улучшить мелкую моторику, которая обычно страдает у дизартриков.

Полезны также будут занятия физкультурой и физиотерапевтические процедуры.

При правильной и своевременной коррекции можно улучшить произносительную сторону речи даже в самых сложных случаях. Важно выбрать хорошего специалиста и неукоснительно следовать его рекомендациям.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок