Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Синдром Ретта: причины и течение болезни

О регрессе психического развития у детей первым рассказал Андреас Ретт, австрийский педиатр, в 1960 году, но первое время его Screenshot_1.pngотносили к аутизму и шизофрении. Только в середине 80-х эта патология была выделена в качестве отдельной болезни и получила название «синдром Ретта».

Эту болезнь относят к наследственным формам умственной отсталости. Появление ее симптомов вызвано генетической мутацией. Диагностика усложнена тем, что выявить ее в период беременности и в самом начале жизни невозможно: признаки дают о себе знать не раньше шестимесячного возраста.

Причины и специфика развития болезни

Синдром Ретта у детей – генетическая патология, вызывающая прогрессирующее расстройство центральной нервной системы. При ней нормальное развитие новорожденного до возраста 6–18 месяцев сменяется утратой ранее приобретенных навыков.

Болезнь начинается из-за мутаций в гене МЕСР2. Он локализован в Х-хромосоме и принимает участие в синтезе метил-цитозин-связывающего белка, необходимого для развития мозга. В норме со временем он подавляется другими генами, но при данной мутации его воспроизведение белка с патологической структурой продолжается, что влияет на экспрессию других генов (преобразование генетической информации в РНК или белок).

Локализация мутирующего гена в Х-хромосоме приводит к тому, что заболеванием страдают преимущественно девочки. Первоначально патологию признавали только у женщин, но новые исследования показывают, что такая патология у представителей мужского пола также проявляется, хотя и гораздо реже.

В ходе первых исследований ученные высказывали предположения, что синдром Ретта у мальчиков неизбежно приводит к смерти. У женщин две Х-хромосомы, и патология одной из них не влияет на работу другой – она, хотя и не может взять на себя часть функций поврежденной, но дает шансы на жизнь. У мужчин же Х-хромосома одна и при наличии мутаций она полностью не работает, практически не давая шансов на выживание плода.

В редких случаях синдром Ретта у мальчиков не приводит к смерти плода, это происходит при наличии других генетических сбоев, например, синдрома Клайнфельтера. При этом генетическом нарушении две копии Х и одна Y-хромосома. Дополнительная хромосома может частично компенсировать работу поврежденных генов. При таком сочетании мутаций болезнь проявляется в классических симптомах, но дополнительно наблюдается дефицит половых гормонов, характерный для синдрома Клайнфельтера.

Другой причиной развития болезни у мужчин может быть мозаицизм. В таком случае имеется два типа клеток, с мутацией и функционирующих нормально. В зависимости от соотношения этих клеток, появляются симптомы, характерные для классической картины заболевания.

Синдром Ретта у мальчиков – крайне редкое заболевание, зафиксировано всего 60 таких пациентов. Проявляется оно раньше, а rett-syndrome-awareness-month.jpgклиническая картина более ярко выражена. У мужчин с одной Х-хромосомой уже в первые дни после появления на свет могут возникать проблемы с дыханием и питанием, постоянная медицинская помощь позволяет им дожить до позднего девства. Если патология сопровождается синдромом Клайнфельтера или мозаицизмом, она будет развиваться в соответствии с классической картиной, продолжительность жизни пациентов обоих полов при этом составляет около 30 лет, но зафиксированные случаи достижения больными 50 лет.

Симптомы и этапы развития болезни

В первые месяцы жизни патология не влияет на развитие ребенка – оно оценивается как соответствующее норме. Из признаков может наблюдается гипотония, незначительное отставание в двигательной активности, но это не является основаниями для постановки диагноза.

Первые проявления могут появляться в возрасте от 4 месяцев до 2,5 лет, но чаще это происходит в период от 6 до 18 месяцев.

Заболевание развивается постепенно, в несколько стадий:

  • стагнация – первый этап, который наблюдается в период от 6 месяцев до полутора лет. В это время появляются признаки замедления психомоторного развития – частая раздражительность, перепады настроения, пассивность. Пропадает интерес к играм, движения становятся бесцельными и хаотичными. Рост конечностей и головы замедляется, они становятся непропорциональными к телу, мышечный тонус снижается;

  • регресс – охватывает период от 1 до 3 лет. К появившимся ранее симптомам добавляется снижение нервно-психического развития. Ребенок начинает терять навыки, усвоенные ранее – страдает речь, движения перестают быть осмысленными и становятся стереотипными (постоянно повторяющиеся механические действия без определенной цели). Потеря умений довольно быстрая – от нескольких недель до пары месяцев. Характерными для этого периода являются приступы беспокойства, беспричинного крика, ухудшения сна. Появляются нарушения дыхания, например, чередование апноэ и приступов гипервентиляции, судорожные припадки. На этом этапе начинается утрата контакта с родителями и окружением, поэтому часто симптомы интерпретируют как аутизм;

  • третий период отличает длительность (10 и более лет), а также относительная стабильность. В это время развивается глубокая умственная отсталость, появляются приступы судорог, двигательные нарушения. Часто наблюдается мышечная дистония, нарушение согласованности движений, непроизвольные движения. Приступы беспокойства идут на спад, восстанавливается нормальный сон и эмоциональный контакт с родителями;

  • после десяти лет наступает последняя стадия, для нее характерно быстрый регресс двигательных навыков. Появляются вторичные ортопедические деформации, вазомоторные расстройства, мышечная атрофия. Становится хорошо заметным отставание в росте, при этом половое созревание происходит без задержек. У пациентов может наблюдаться истощение, сильная слабость, резкая потеря веса. Постепенно снижается частота и интенсивность судорог, налаживается эмоциональное общение с окружающими. Длиться этот период может несколько десятилетий, за это время утрачивается способность к ходьбе, жеванию, полностью разрушаются и другие навыки.

Разделение течения болезни на стадии условно, четких границ, дающих возможность выделить окончание одного и начало следующего этапа нет, симптомы прогрессируют постепенно.f9122eda8940a30b27e4ca50ab9b73c7.jpg

На первых этапах болезнь часто путают с аутизмом и шизофренией, но со временем появляются симптомы, характерные только этой патологии, среди них:

  • сознательные и целенаправленные движения руками постепенно исчезают. Дети не могут взять в руки игрушку и бутылочку. В период бодрствования движения рук бесцельны и постоянно повторяются. Со стороны они выглядят так, словно ребенок пытается мыть руки или хлопать;

  • приобретенная микроцефалия – голова, при рождении оцениваемая как нормальная, со временем перестает расти, так же как и конечности, возникают диспропорции с размерами тела;

  • речевые и адаптивные способности деградируют, нарастает отставание в интеллектуальном развитии. После того как симптомы становятся выраженными, происходит утрата речевых и социальных навыков, сформированных ранее;

  • координация движений нарушена. Нет синхронизации между движениями туловища и конечностей. Движения приобретают резкостью, нарушается равновесие, развивается тремор конечностей;

  • дыхание затрудняется, присутствует апноэ;

  • у 50–80% пациентов начинаются судороги, развивается сколиоз;

  • почти в 80% случаев появляются эпилептические припадки.

Для больных этой патологией характерно повышенное слюноотделение, вызванное невозможностью сглатывать слюну. Это, а также частые приступы тошноты и рефлюкс, вызывают проблемы с питанием. На еду может развиваться острая негативная реакция, это приводит к сильным потерям в весе и истощению.

Синдром Ретта у мальчиков и девочек провоцирует появление аутистических признаков, из-за которых болезнь относят к данному спектру. Это отстраненность от окружающих, включая родителей. Для пациентов характерна замкнутость, склонность к одиночеству, страх перед незнакомыми ситуациями и людьми. Поведение ребенка становится нестабильным – приступы смеха сменяются безудержными рыданиями, спокойствие чередуется с желанием навредить себе – попытки вырвать волосы, расцарапать кожу, ущипнуть или укусить.

Диагностика и лечение

Диагностика патологии проводится на основании клинической картины, при этом все симптомы делят на необходимые, дополнительные и исключающие.

К необходимым критериям относят:

  • нормальное течение беременности;

  • замедление роста головы в возрасте 5 месяцев;

  • замена осознанных движений руками на стереотипные;

  • нарастающее отставание психомоторного развития. iStock-designer491.jpg

Эти признаки дают возможность предварительно постановить диагноз детям, не достигшим пяти лет.

Дополнительными симптомами в диагностической практике считают:

  • нарушения дыхания – апноэ, повышенное заглатывание воздуха во время еды;

  • прогрессирующий сколиоз;

  • мышечные спазмы;

  • задержка роста.

Проявления исключающих симптомов не позволяет диагностировать синдром Ретта. К ним относят задержки роста, диагностированные внутриутробно, нарушения метаболизма, атрофия дисков зрительного нерва.

В некоторых случаях симптомы не соответствуют классической картине течения болезни. В таких случаях речь может идти о неполной или атипичной форме патологии. При последней может наблюдаться ранее начало судорог и эпилепсии, частично сохранятся речевые навыки или позже начинаться фаза регресса.

При наличии клинических симптомов в качестве дополнительного исследования может назначаться генетическое обследование.

Так как данная патология обусловлена наследственностью, она относится к неизлечимым. Терапевтические методы направлены на коррекцию и снижение интенсивности проявления симптомов.

Потерю веса компенсируют частыми кормлениям небольшими порциями и продуктами с повышенным содержанием жиров.

Для снижения интенсивности приступов судорог назначают антиконвульсатные и противосудорожные препараты. Нарушения сна корректируют при помощи мелатонина.

Замедлить развитие двигательных расстройств позволяет лечебная физкультура, используются психологические программы, позволяющие сохранить некоторые из двигательных навыков и на их основе сформировать средства для общения. Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние оказывает музыкальная терапия, она также способна частично компенсировать разрушенные контакты с окружающей действительностью.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок