Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: как распознать и скорректировать нарушение поведения

От родителей нередко можно услышать жалобы на повышенный уровень активности у детей. Малышу сложно находиться на одном местеHyperactivity disorder ADHD.png или сосредоточиться на конкретном задании, он почти не может контролировать свое поведение, импульсивен в действиях. В свое время такие проявления списывали на возраст и плохое воспитание, но со временем это выделили как медицинскую проблему, получившую название синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Эта болезнь обусловлена нарушением при формировании нервной системы. Чаще всего оно проявляется в раннем возрасте, первые признаки могут наблюдаться уже на первом году жизни, но полноценная диагностика возможна лишь после 5 лет.

Что приводит к гиперактивности

С синдромом дефицита внимания связанно несколько мифов. В частности, что он возникает из-за отсутствия должной заботы и воспитания со стороны родителей, а также что проблема затрагивает только детей, и со временем они ее «перерастают». Отсутствие самоконтроля и невнимательность приписывают особенностям характера, но эти факторы не являются определяющими. СДВГ возникает вследствие нарушений в развитии нервной системы, ее отставания или искажениях в ходе формирования.

Причины появления патологии до конца не выявлены, специалисты чаще говорят о факторах, которые способствуют прогрессированию болезни:

  • наследственность – в основе заболевания генетические особенности, то есть, оно может передаваться по наследству от родителей. Наличие синдрома у членов семьи существенно повышает вероятность его диагностики;

  • нарушение мозговых функций плода во время внутриутробного развития. Спровоцировать СДВГ может курение будущей матери, употребление ею спиртных напитков, сложная беременность или роды. Более высокий риск проявления расстройства у недоношенных младенцев;

  • предрасположенность к расстройству и силу его симптомов существенно повышают черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, перенесенные в раннем возрасте.

Свой вклад в становление синдрома вносят особенности воспитания и атмосфера в семье. Усилить проявления патологии может отсутствие единого подхода к воспитанию, когда один из родителей требует дисциплины, а другой практикует вседозволенность.

Определенную лепту вносит и постоянная смена правил и требований со стороны взрослых.

Усугубить проблему может недостаток эмоционального контакта с родителями, неумение взрослых управлять своими эмоциями и, как следствие, невозможность научить этому ребенка.

По мнению врачей, поведенческое расстройство развития невозможно устранить полностью, оно остается с пациентом на всю егоPsycom-ADHD-Overview-27Aug20-1031459436.jpg жизнь. Лечение необходимо для того, чтобы скорректировать поведение и помочь правильной социализации, лучшей адаптации к правилам и требованиям общества.

Как проявляется СДВГ

Неумение концентрироваться и отсутствие усидчивости у детей с такой проблемой вызвано низкой концентрацией биологически активных веществ, необходимых для работы отдельных участков мозга.

Первые симптомы могут быть заметны у ребенка в 4–5 лет, но в этот период они могут быть следствием незрелости нервной системы и считаются одним из вариантов нормы.

Наличие патологии можно подозревать, если справиться с ее симптомами (невнимательность, гиперактивность и импульсивность) своими силами не получается, они сохраняются больше 6 месяцев и начинают прогрессировать.

О невнимательности говорят, если:

  • пациенту тяжело сосредоточиться на деталях, из-за этого он допускает многочисленные ошибки во время обучения;

  • внимание рассеянное, постоянно перескакивает с одного предмета или действия на другое;

  • ребенок совершенно не слушает, не воспринимает речь, когда к нему обращаются;

  • неспособность следовать правилам и довести действие до завершения, чаще всего работа оказывается брошенной на полпути;

  • отсутствие навыков планирования – маленький человек неспособен разбить даже самую простую задачу на этапы, перескакивает от действия к действию;

  • забывчивость – дети с СДВГ часто теряют вещи, забывают, что хотели сказать или сделать.

Гиперактивность проявляете в таких симптомах как:

  • постоянное движение. Ребенок не может усидеть на месте, а если не может двигаться, начинает крутиться, теребить окружающие предметы, дергать руками или ногами;

  • двигательная активность чрезмерна, чаще всего не обусловлена никакой целью;

  • даже во время спокойных игр малыш шумный, подвижный;

  • чрезмерная активность проявляется не только в движениях, но и в речи – повышенная общительность, болтливость, неумение находится в тишине.

Импульсивность – это быстрые ответы на любые вопросы. Нет паузы на то, чтобы обдумать ответ, озвучивается первое, что приходит в adhd-kansas-city-psychologist.jpgголову. Ожидание своей очереди или вопроса для пациентов с поведенческим расстройством также нестерпимо, они скорее будут перебивать других, пытаться стать первыми или просто отвлекаются на постороннее занятие.

Обычно у больных с таким расстройством преобладает определенный тип симптомов и на этом основании патологию делят на типы:

  • гиперактивный либо импульсивный. Для пациентов с этим типом нарушения характерно постоянное нахождение в движении. Высокая физическая активность не сказывается на когнитивных способностях – умение сосредотачиваться не страдает, учебный материал усваивается хорошо;

  • преобладающий дефицит внимания – концентрация на одном действии оказывается невозможной, и неважно, идет речь об обучении или игре. Новая информация усваивается с трудом, любой раздражитель способен отвлечь от выполнения задания. Признаки импульсивности при этом не наблюдаются или выражены очень слабо;

  • комбинированный – самая распространённая форма патологии. У пациентов с этим типом нарушения проявляются как симптомы дефицита внимания, так и признаки гиперактивности;

  • лимбический тип – симптомы усложнены сниженной самооценкой, меланхолией, отсутствием аппетита, желанием отдалится от окружающих, проблемами со сном.

СДВГ начинает более ярко проявляться с началом обучения в школе, часто они сохраняются в подростковом возрасте. По мере взросления симптомы гиперактивности сглаживаются, но импульсивность и нарушение внимания остаются. Во взрослой жизни проблемы сохраняются у 30–70% тех, кому был поставлен диагноз, но на этом фоне повышаются риски таких болезней, как алкоголизм, наркомания, асоциальная психопатия.

Сложности диагностики

Определить СДВГ – непростая задача, ведь для этого расстройства не существует конкретных лабораторных и инструментальных методов. В процессе постановки диагноза врач больше опирается на сбор анамнеза, рассказы родителей, учителей, тех, кто ежедневно рядом.

Диагноз ставится исходя из комбинации различных симптомов, при этом они должны затрагивать как минимум две жизненные сферы – обучение, дом или внешкольную деятельность. Важна длительность проявления симптомов – о нарушениях речь идет, если симптоматика наблюдается постоянно в течение 6 месяцев, а проявления болезни негативно влияют на социализацию, обучение, работу.

Кроме сбора анамнеза, важным этапом постановки диагноза является наблюдение врача за пациентом в течение длительного времени. Пациента подвергают тщательному осмотру и исследованиям, которые позволяют отсечь другие психологические расстройства или болезни, влияющие на нервную систему. Врачу также необходимо оценить психическое состояние членов семьи, чтобы исключить или подтвердить генетическую предрасположенность, выявить проблемы в семейных взаимоотношениях, способствующих появлению симптомов у подрастающего поколения. 2968276.jpg

Для диагностики синдрома у взрослых помимо консультации психиатра и психотерапевта назначают электроэнцефалографию, МРТ мозга, ультразвуковую допплерографию сосудов.

Тяжелее поддается диагностике тип расстройства, при котором нет выраженных признаков гиперактивности. В такой ситуации симптомы могут быть смазанными, а поставить диагноз удается только взрослым пациентам.

Как происходит коррекция

Исправление нарушений поведения у детей и подростков проводится комплексно. Исправить ситуацию силами только врачей не получится, потребуются также усилия со стороны родителей и педагогов. Речь также идет о длительной работе – полностью устранить болезнь невозможно. Но при правильном подходе она поддается контролю, и не мешают нормальной жизни.

Подбор лечения врачом осуществляется с учетом возраста пациента, причин появления патологии, того, как сильно выражены конкретные симптомы.

В комплексную терапию СДВГ входят:

  • медицинские препараты, стимулирующие обменные процессы в нервных тканях и работу головного мозга. Нормализация кровообращения в мозге позволяет снять физические симптомы, ставшие основой для формирования патологии. Используют ноотропные препараты и антипсихотические средства, снижающие нервную возбудимость и повышенную физическую активность;

  • методы психотерапии и психологическая поддержка в адаптации. При работе с пациентами, имеющими данное расстройство, хорошие результаты у младшей возрастной группы дает прикладной поведенческий анализ, у подростков – когнитивно-поведенческая терапия;

  • педагогическая коррекция – работа с логопедом, дефектологом, изменение схемы обучения на более комфортную, в частности, меньше учеников в классах, сокращенная продолжительность уроков.

Дополнительно лечение может включать и физиотерапевтические методики, такие как кинезиотерапия, микрополяризация.

Для результативного лечения понадобится наладить взаимоотношения в семье и создать условия для терапии дома.

При СДВГ важно обеспечить достаточную физическую активность, это могут быть как занятия спортом, так и прогулки в парке.

Нужно пересмотреть рацион и изменить его в сторону сбалансированного питания, наладить постоянный режим дня и полноценный сон.

Важна моральная поддержка со стороны родителей: необходимо понять особенности своего чада, помочь ему научиться контролировать свои эмоции и действия, но при этом не оказывать давления и не упрекать. Гиперактивные личности не воспринимают наказания, но очень активно откликаются на похвалу.

Все задания и правила должны быть сформулированные четко и кратко, так как чем длиннее инструкции, тем выше вероятность, что они будут проигнорированы. Не будут восприниматься несколько заданий сразу – все указания лучше давать постепенно, разбивая задачу на несколько простых этапов. Sugestao-financeira-familiar-escolha-eletrodomesticos-eficientes-em-termos-energeticos_indesit_compressed.jpg

Не следует сильно загружать малыша при выполнении заданий: необходимость длительное время сосредоточенно работать может только подстегнуть гиперактивность. Не подходят также детям с СДВГ мероприятия, если при их проведении им придется находиться среди большого скопления людей.

Для лиц с поведенческими расстройствами очень важно создать систему поощрений и наказаний, при этом каждый ее пункт нужно обсудить всей семьей, включая самых младших. Свод правил школьных правил лучше записать, повесить на видное место и периодически просить ребенка их проговаривать. Любые запреты должны быть заранее оговорены и аргументированы родителями, при этом их не должно быть много. Наказание следует сразу же за нарушением, иначе нарушается логическая цепочка между ним и проступком.

На пользу пойдут спокойные совместные с родителями занятия, легкий успокаивающий массаж. Люди с СДВГ сильно подвержены страхам, поэтому нуждаются в поощрении и одобрении от родителей.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок