На протяжении многих десятилетий шизофрения является одной из центральных проблем психиатрических наук. До сих пор между учеными нет единого мнения о причинах ее возникновения. Однако благодаря труду психиатров всего мира на сегодняшний день найдены эффективные методики купирования психического расстройства, что дает возможность больным вести вполне социальный образ жизни.
Симптоматика и первые признаки болезни в раннем возрасте трудно поддаются диагностике. Особенно вызывает сомнение специалистов ранняя форма психического расстройства, которая чаще всего наблюдается у детей. В данном случае не только участие опытного специалиста, но и внимательное отношение к ребенку со стороны родителей.
Каверзность проблемы заключается также в том, что вариация заболевания может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка. Поэтому подтвердить или опровергнуть диагноз «детская шизофрения», а также подобрать оптимальную методику лечения может исключительно опытный врач-психиатр, который обладает опытом работы с такими детьми.
Среди главных сложностей и особенностей детской шизофрении можно выделить следующие:
в связи с тем, что психика ребенка только начинает развиваться, врачи констатируют стертость клинической картины заболевания. Выраженность симптоматики не достигает уровня психического отклонения взрослого, поэтому выделить больного малыша из группы риска достаточно сложно и под силу только очень опытному специалисту. К примеру, признаком шизофрении ребенка до года может быть неадекватная реакция на дискомфортные обстоятельства, отсутствие теплых чувств по отношению к близким людям и т. п. Такие симптомы не всегда свидетельствуют о наличии психического отклонения, но в любом случае должна насторожить родителей;
детская специфичность проявляется в том, что больной может подолгу и странным образом фантазировать, пытаться рассуждать на «взрослые» философские темы. Более заметные проявления болезни — стремление к асоциальному образу жизни, избегание общественности, неоправданная склонность к бродяжничеству, внезапно появившееся увлечение алкоголем и другими вредными привычками;
неравномерность протекания. Шизофрения у детей может с возрастом видоизменяться, когда периоды опережения в развитии сменяются с их задержками. Например, ребенок слишком рано начал разговаривать целыми фразами, но длительное время не старался научиться ходить.
Учитывая все вышеперечисленные особенности, врач-психиатр делает предварительное заключение о наличии или отсутствии у ребенка психического отклонения. Для формулировки окончательного диагноза специалисты применяют дополнительные методики: регулярные беседы, психологическое тестирование когнитивных процессов ребенка, использование современных нейротестов и пр.
Чем раньше будет определено заболевание, тем больше шансов подобрать оптимальный вариант терапии.
Шизофрения — коварное психическое отклонение, которое не имеет определенного, четко выраженного симптома даже во взрослой практике. Врач в любом случае должен ориентироваться на совокупность признаков заболевания, активность их протекания, выраженность и т. д. Это вызывает особые затруднения на фоне еще не развитой детской психики.
В практике шизофрению делят на несколько типов в зависимости от симптоматики:
простая. Характеризуется отсутствием бредовых состояний и галлюцинаций. При этом ее ведущими признаками выступают угнетение воли, полный или частичный дефицит мотивации, эмоциональное обеднение. Дети, у которых была вовремя обнаружена данная форма заболевания, восприимчивы к лечению и в дальнейшем могут вести вполне нормальную социальную жизнедеятельность;
гебефренная. Одна из самых опасных форм психического отклонения. Проявляется через демонстративную протестность, вычурное поведение, кривляние, склонность к импульсивности, агрессивное поведение по отношению к себе и близким людям. Без квалифицированной медицинской помощи такие дети практически не поддаются обучению, представляют угрозу для себя и окружающих;
кататоническая. Ее главные симптомы — вычурные позы, в которых ребенок может подолгу находиться, монотонное раскачивание, однообразные громкие выкрикивания. Часто такие дети отказываются от общения или демонстративно повторяют за взрослыми движения, слова, мимику.
Современная психиатрия для определения диагноза на сегодняшний день активно использует нейротестирование.
С помощью нехитрых заданий можно определить отклонения от нормы и нарушение мышления ребенка старше 4 лет, которые проявляют себя уже на ранних стадиях развития.
Нейротресты позволяют выявить:
умственную работоспособность;
умение контролировать свое поведение;
умение следовать установленные правила;
уровень двигательной, зрительной и слуховой памяти;
уровень восприятия по трем вышеперчисленным категориям;
пространственное восприятие;
уровень взаимодействия межполушарий – координацию движений;
наличие дисплексии (понимания смысла прочитанного).
Поводом для посещения врача-психиатра могут быть:
нарушения поведенческого процесса;
устойчивый отказ от посещения детского сада, школы или другого учебного заведения;
нестандартное реагирование ребенка на происходящее вокруг;
постепенный или внезапный выход из социальной жизни.
Наиболее часто встречающаяся жалоба родителей — отказ ребенка от «похода» туда, где он будет в окружении сверстников. Сам по себе этот факт не является прямым признаком шизофрении, но может быть свидетельством возможных психологических проблем. Чем раньше их обнаружить, тем легче будет врачу провести комплексную оценку ситуации и определить методику терапии.
Особенностью детского типа шизофрении является то, что прогресс заболевания часто приходится на период активного развития организма в целом: эндокринной и нервной систем, психическим становлением, половым созреванием.
Окончательный диагноз «шизофрения» врач может поставить только после длительного периода наблюдения за пациентом, полного анализа и оценки его состояния.
Перед вынесением окончательного заключения ребенок в обязательном порядке направляется на нейротестирование.
Для уточнения психического здоровья маленького ребенка важную роль играет игра. Дети даже после того, как овладели речью, еще продолжительное время свое внутреннее состояние выражают при помощи поведенческих приемов. В процессе игры ребенок бессознательно проецирует свои переживания и представления. Например, родителей должна насторожить частая и продолжительная игра малыша с вообразимыми перевоплощениями в отрицательных героев, из которой он выходит с трудом.
До двух лет, пока в ребенка еще не сформировалась собственная речь, о психических отклонениях можно судить по эмоциональной связи малыша с матерью или другим близким человеком. Часто это сопровождается появлением конкретных иррациональных страхов, например, ребенок начинает панически бояться белого цвета и ведет себя соответственно: плачет, прячется.
После поступления в дошкольное заведение ребенок вступает в фазу активной социальной жизни. В этот период уже более легко заметить психические отклонения, которые могут выражаться через:
чрезмерную отстраненность или, наоборот, излишнюю навязчивость;
агрессивность по отношению к окружающим;
отстающее развитие, эмоциональную бедность;
низкую потребность в контакте со сверстниками;
зацикленность на определенном процессе.
Пример из практики! К специалисту обратились родители 3-летнего мальчика. Ранее активный и жизнерадостный ребенок начал терять интерес к общению, любимым игрушкам, практически перестал обращать внимание на близких. Его любимым занятием стало играться с обувью: он переставлял ее, строил из нее разные фигуры, поезда и т.п. В процессе такой игры мальчик погружался в собственный мир, беседовал сам с собой.
Когда наступил очередной Новый год, ребенок не обратил внимание ни на елку, ни на игрушки, зато с восторгом принялся играть с обувью гостей. На замечание взрослых сильно рассердился и стал вести себя неадекватно: бросался предметами, кривлялся.
После основательного тестирования психиатр поставил диагноз «детский тип шизофрении». Вовремя назначенная медикаментозная терапия была эффективной, и уже через полгода состояние ребенка значительно улучшилось. Через несколько лет малыш успешно поступил на обучение в обычную школу, проблем со сверстниками на сегодняшний день не имеет.
До начала периода полового созревания шизофрения у мальчиков и девочек протекает практически одинаково. Однако после 12 лет, когда на развитие психики начинают оказывать влияние внешние физиологические факторы (половое созревание), симптоматика психического отклонения приближается к классической, которая характерна для взрослых людей.
Девочки начинают все больше внимания уделять своей внешности, появляются бредовые идеи о похудении, вплоть до анорексии, стремление исправить мнимые физические недостатки, расторможение влечений и т. д. Неадекватное поведение, чаще всего, сопровождается неоправданной агрессией или, наоборот, плаксивостью.
Пример из практики! Девочка-подросток 15 лет обратилась к местному терапевту с жалобами на боли в области желудка, частое отсутствие аппетита, рвоту, отсутствие менструального цикла, неуспеваемость в школе. После тщательного комплексного обследования был поставлен диагноз «шизофрения». В процессе беседы с лечащим врачом часто жаловалась на страшные мысли, по типу «Зачем я живу? Я лишняя на этой планете, без меня мир будет лучше».
Оперативно назначенная психиатром терапия дала положительный результат — после курса стационарного лечения повторных госпитализаций больше не было. Девушка успешно закончила учебное заведение, нашла приличную работу. До сих пор регулярно наблюдается амбулаторно.
Главный предвестник психического заболевания у подростков — внезапно возникающие поведенческие и эмоциональные расстройства: тяжелая депрессия, моральная деградация, затяжная подавленность, асоциальность, утрата приобретенных ранее навыков и пр.
Детская шизофрения часто сопровождается проявлением в ребенка различных страхов. Одним из ярких примеров можно отметить такой случай из практики.
Пример из практики! Мальчик 14 лет, ничем вроде бы не отличался от сверстников. Но будучи еще двенадцатилетним, он посмотрел телепередачу про опасность микроорганизмов. После этого все больше времени начал уделять гигиене: неоднократно за день принимал душ и мыл руки, обрабатывал их антисептическими средствами, начал носить медицинские перчатки.
Подросток отказывался ходить в школу, так как считал, что его одноклассники и учителя недостаточно следят за собой и могут заразить его. Он называл всех «грязными», боялся, что к нему специально прикасаются, чтобы передать нечистоты.
Со временем мальчик стал проявлять агрессию по отношению к родственникам, если те отказывались принимать душ. Через год начал высказывать мнение о том, что грязь — это не столько физическая субстанция, сколько состояние души, поэтому ее легко можно передавать мысленно. Постепенно нарастающая агрессивность по отношению к окружающим привела к необходимости посещения врача-психиатра, после чего подросток был госпитализирован.
На протяжении трех лет пациент непрерывно принимал назначенные лекарственные препараты, лечащий врач регулярно проводил их корректировку в зависимости от того, как изменялось состояние больного.
После курса лечения состояние юноши стабилизировалось, и повторных госпитализаций зафиксировано не было. Однако в общении юноша остался напряженным, сохранилась повышенная тревожность.
Отсутствие лечения детской шизофрении в дальнейшем может привести к искажению развития личности и ее интеллекта. Если терапия была запоздалой, на восстановление потребуется гораздо больше времени, чем при своевременном диагностировании психического отклонения.
Лечением шизофрении у ребенка должен заниматься исключительно опытный специалист, который осуществляет регулярное наблюдение пациента и применяет адекватную стадии заболевания комбинацию медикаментов. Не менее важную роль в процессе лечения ребенка играет его близкое окружение.
Благодаря современным методикам, которые применяют для лечения детской шизофрении на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что данное психическое расстройство – далеко не приговор.
Грамотная терапия и поддержка близких людей показывают прогрессирующую комплексную положительную динамику, которая дает возможность ребенку в будущем вести достойный социальный образ жизни.