Для подросткового возраста характерны изменение поведения, связанные с так называемой игрой гормонов, активным познанием мира и вовлеченностью во вторичные процессы социализации. Нестабильное эмоциональное состояние ребенка в этот период родители привыкли списывать на сложности становления личности, особенности характера.
Во многих особенности поведения связанно именно с переходом от детского к более взрослому возрасту, но иногда за этим скрывается психическое заболевание. Шизофрения у подростков начинает проявляться в середине пубертатного периода, при этом острый дебют наблюдается крайне редко. Чаще нарушения нарастают постепенно, а симптомы несколько стерты, поэтому существует риск упустить расстройство психики и вовремя его не купировать.
Шизофрению относят к эндогенным психическим заболеваниям, имеющим прогрессирующий характер и негативно воздействующим на личность. Она проявляет себя в нарушении мыслительных процессов, искажении восприятия, эмоциональных расстройствах и неадекватном поведении.
Точные причины развития болезни неизвестны, но среди провоцирующих факторов выделяют:
генетическую предрасположенность. Если расстройством страдал кто-либо из членов семьи, диагностировано у одного или обоих родителей, шансы на вероятность его выявления и у детей увеличиваются вдвое. То есть, риск развития шизофрении в детском и подростковом возрасте существенно возрастает;
стресс. Психика подростка находится на этапе своего формирования. Слишком высокие и частые нагрузки на нее способны вызывать эмоциональные сбои, психозы, способные стать основой для развития шизофренического расстройства;
напряжённые отношения в семье. Для пубертатного периода характерно желание заявить о себе как о взрослом, что может служить причиной для конфликтов в семье. Если родители не оказывают поддержку либо слишком сильно давят на ребенка, это может влиять на его самооценку, спровоцировать депрессию, стать причиной изоляции от взрослых и общества в целом, давая толчок для появления симптомов;
различные зависимости. Наркотики, алкоголь, сигареты – эти вещества должны быть недоступны для подростка. Кроме физического вреда, в этом возрасте интоксикация такими веществами приводит к нарушению умственного развития. От воздействия таких веществ страдают клетки мозга, могут возникать задержки и сбои психического развития, приводящие к психическим расстройствам. К категории вредных зависимостей относится и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Игра искажает восприятие реальных событий, грань между реальностью и виртуальным миром истончается. Кроме того, галлюцинации и бред, характерные для подростковой шизофрении, могут восприниматься ребенком и родителями как часть игры.
В качестве провоцирующего фактора выделяют сам пубертатный период. В это время происходят резкие эндокринные изменения, которые могут спровоцировать развитие наследственной склонности. Именно на этот период чаще всего приходится дебют расстройства.
Часто толчком для появления симптомов служит разовый прием большой дозы алкоголя, употребление наркотических средств, черепно-мозговые или психологические травмы.
Подростковая шизофрения может появиться и без конкретного пускового механизма. Исследователи пока точно сказать ничего не могут по этому поводу.
Симптомы и течение болезни индивидуальны. Они зависят от особенностей развития психики и характера пациента.
У подростков проявляются те же признаки шизофрении, что характерны и взрослым.
Все проявления болезни делят на негативные и позитивные.
Под негативными симптомами подразумевают те, что ведут к нарушению психики и ряда функций организма. Обычно они проявляются раньше и доминируют над позитивными. К этой группе относят нарушение мышления, изменение настроения и эмоционального фона.
У больных пропадает интерес к общению, работе, хобби, которые раньше вызывали положительные эмоции. В поведении начинает появляться грубость, вспышки агрессии, прежде всего направленные в сторону родных и близких. Апатия становится основным состоянием, из-за этого страдает не только учеба, но и гигиена, падают способности к познанию. На ранних этапах может появляться депрессия, ступор или, наоборот, повышенная двигательная возбудимость.
Позитивные или продуктивные симптомы появляются по мере развития состояния:
галлюцинации, чаще слуховые. Шизофрения может задевать любой из органов чувств, но боле характерным является появление слуховых галлюцинаций, при этом голоса, которые слышат пациенты, осуждают и ругают их, подчеркивают ошибки и недостатки;
бредовые идеи. Такие идеи чаще касаются физических недостатков – подростки склонны считать себя непривлекательными, находить всевозможные изъяны во внешности. Идея о собственном несовершенстве прогрессирует, становится основной, ребенок начинает прилагать все усилия, чтобы исправить недостаток. Желание стать идеальным внешне может приводить к анорексии, нанесению самому себе увечий, попыткам суицида;
одержимость абстрактной идеей. В ее качестве часто выступает религия, философское учение, теория заговора. Интерес к идее становится абсолютным, подростки могут детально ее изучать и проводить часы в размышлениях или разговорах на эту тему;
расстройства психосоматического характера – жестокость, сексуальная расторможенность, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков.
Одним из ключевых признаков подростковой шизофрении является нарастание замкнутости. Этот процесс, с одной стороны, приводит к нарушению социальных контактов, снижению способностей к обучению и систематической работе, а с другой – появлению патологических увлечений.
Контакт с окружающими становится формальным, это касается как среды общения, так и семьи. Основной интерес сосредоточен на том самом патологическом хобби. Его можно распознать по вычурности и необычности для детей этого возраста. Попытки прервать такие занятия или помешать их выполнению приводят к агрессивному ответу, при этом интересу уделяется максимум времени, в ущерб не только социальным контактам и образованию, но нередко и сну.
Для патологического увлечения характерна непродуктивность – ежедневные многочасовые занятия не приносят результат, нередко оказывается, что пациент и вовсе не осведомлен о конечной цели своих действий.
В подростковом возрасте расстройство часто проявляется в виде растущей неприязни по отношению к родителям. Такое поведение в основном направлено на того из них, с кем ребенок раньше имел более близкие отношения.
У мальчиков дебют расстройства ярко проявляется через агрессивное, жестокое и грубое поведение, нездоровую сексуальную закрепощенность. Девочки более склонны к развитию истероидного синдрома – в манере поведения появляется претенциозность, театральность, чувства и переживания становятся наигранными. Поведение и мимика становятся гротескными и нелепыми, нередко девушка выбирает для себя одну роль и постоянно ее разыгрывает, не обращая внимание на окружающую обстановку и уместность своих действий.
У пациентов обоих полов может проявляться склонность к патологическому фантазированию. Главным героем историй является сам больной, при этом рассказы чаще устрашающие. Фантазии продуманы плохо, но, после разоблачения больные не испытывают стыда или смущения.
В подростковом возрасте заболевание может протекать в одном из четырех видов:
шизофрения с непрерывным течением. Первые ее симптомы, такие как отчужденность, раздражительность и упрямство, появляются еще в детстве, но к переходному возрасту они становятся более яркими. Периоды нормального настроения сокращаются и со временем полностью сходят на нет. Индивиды становятся неуравновешенными, их речь сбивчивая, а движениям не хватает координации. Состояние обостряется весной и осенью, когда к уже существующим симптомам добавляются приступы паники, тревожность, бредовые идеи;
параноидная шизофрения – симптомы начинают проявляться в возрасте 12 лет. Болезнь начинается с резких перепадов настроения, склонности придумывать нереалистичные истории о самом себе. На первом этапе бредовые идеи несогласованные, но с возрастом они сроятся более логично, целостно. При этой форме могут встречаться галлюцинации, чаще зрительные. У подростков появляется излишняя опасливость и враждебность, они без повода переживают о своей жизни;
рекуррентная, то есть периодическая шизофрения более характерна для девушек. Проявляется расстройство в виде психопатических приступов с внезапным началом и таким же концом;
острая пубертатная шизофрения – состояние с волнообразным течением. На смену приступам приходят периоды нормального состояния. По времени эти этапы примерно равны. Приступы длится от нескольких недель до пары месяцев, но при наличии факторов стресса, употреблении алкоголя или наркотиков, время проявления симптомов расстройства увеличивается.
Медицинские исследования, такие как МРТ, анализы крови и т.д. неспособны выявить шизофрению, но эти методики служат для дифференциальной диагностики.
Некоторые из психосоматических симптомов характерны не только для шизофрении, но и других психотических расстройств, а также могут вызываться новообразованиями и заболеваниями головного мозга. Поэтому на первом этапе основная задача состоит в исключении других возможных причин нарушения поведения.
Для постановки диагноза проводится тестирование личностных особенностей пациента, собирается подробный анамнез, в том числе и семейный. Над пациентом устанавливается врачебное наблюдение, которое длится не менее 6 месяцев. Этого времени достаточно, чтобы симптомы проявили себя, некоторые из них за этот период усилятся, другие, наоборот, ослабнут.
Шизофрения относится к хроническим состояниям и полностью преодолеть ее невозможно. Терапия направлена на то, чтобы купировать продуктивные симптомы и замедлить развитие негативных признаков. Она позволяет продлить периоды ремиссии и сократить приступы, сделав их менее ярко выраженными.
В лечении используют комплексный подход, состоящий из применения фармакологических средств и психотерапии.
Для купирования острых симптомов применяют нейролептики. Курс таких препаратов составляет не менее трех недель, а их прием производится в стационаре, под наблюдением врачей.
В качестве вспомогательных средств при медикаментозном лечении могут использоваться антидепрессанты, транквилизаторы, вещества с антипсихотическим воздействием. Такие препараты позволяют снять продуктивную симптоматику, предупредить и затормозить развитие негативных симптомов.
В то же время, медикаменты оказывают более выраженные побочные эффекты при лечении подростков, поэтому к их дозировке и длительности приема необходимо подходить особо тщательно.
К вспомогательным средствам относится психотерапия. Задача врача при работе с подростком – помочь понять и принять болезнь, найти методы, позволяющие наладить и удерживать связь с реальностью.
Своевременная диагностика и лечение позволяют снизить скорость развитие заболевания и достичь стабильной ремиссии. Болезнь не уходит, а просто переходит в другую стадию и важно научиться строить свою жизнь с учетом этого.
При правильно разработанном плане лечения и наблюдении у специалистов периоды ремиссии достигают от 5 до 7 лет, а приступы теряют свою остроту.
Чтобы достичь стабильного результата, кроме лечения понадобится также курс реабилитации, подготавливающий подростка к дальнейшей жизни в обществе. В задачу психотерапевта входит обучение пациента контролю своих эмоций, действиям в разных ситуациях, анализу чувств и поведения.
Приложить усилия для достижения устойчивой ремиссии придется и родителям пациента. От них требуется терпение и понимание того, как взаимодействовать с подростком, особенно в период кризисов.
Склонность пациентов с этим расстройством к суициду требует постоянной бдительности от родных.
В целом, необходимо гармонизировать взаимоотношения в семье и позаботиться о том, чтобы ребенок получал профессиональную помощь. Нужно также организовать здоровое питание и активный отдых для подростка, обратить внимание на его увлечения и интеллектуальное развитие.