Страхом полетов, аэрофобией, страдает довольно много людей в мире – это 30% всего населения мира. Это люди в возрасте от 25 лет, почти 10% которых никогда даже и не вступали на борт самолета именно потому, что боятся подняться в небо. Они не могут путешествовать или совершать перелеты по работе, отчего страдает их качество жизни и карьера. Можно ли победить этот страх? Давайте разбираться.
Волею бога или природы человек летать не может, но всегда хотел, судя по мифам, легендам, сказкам – вспомните хотя бы Икара, ковер-самолет, летучий корабль. Изобретатели и умельцы издавна трудились над созданием приспособлений, которые позволили бы хомо сапиенсу «прикоснуться к облакам».
Было много проб взлететь и смертей, которые не останавливали от таких попыток. В конце концов, появились воздушные шары, дирижабли, далее – аэропланы, а потом и комфортабельные самолеты, способные быстро доставить пассажиров в далекие, и не очень, страны. Но тут появилась новая проблема: некоторые индивиды стали испытывать панический страх перед полетами.
Конечно, людям свойственно боятся неизвестного, которое всегда будет казаться опасным – так работает наш базовый инстинкт самосохранения. Так и перед первым полетом каждый из нас будет переживать и нервничать, и это вполне нормальная реакция.
В полете любой пассажир испытывает разные ощущения в зависимости от состояния здоровья: у него его может закладывать уши, пересыхать горло, подташнивать. Случаются и волнительные моменты, когда самолет трясет или «проваливается», делает вираж.
Основная часть путешественников воспринимает это как должное, но другое дело аэрофобы. Их пугает все: звук работы двигателя, закрылок и предкрылок, движения шасси, обстановка в салоне. Такой страх они не могут объяснить, но выражается он очень ярко:
сильной тревожностью;
тахикардией;
изменением цвета кожных покровов;
потением;
спазмами мышц;
полуобморочным состоянием;
болями головы;
дискомфортными ощущениями в ЖКТ.
Индивид нервничает, теребит волосы, «ломает» пальцы, вступает в перепалку с бортпроводниками и т. д. Именно такие люди, пытаясь заглушить иррациональный страх, перед полетом специально напиваются и доставляют множество неприятностям другим пассажирам и экипажу, устраивая скандал.
Такое состояние можно объяснить неспособностью себя контролировать и безотчетной боязнью смерти. Аэрофоб уверен, что самолет потерпит крушение, так как от него, как пассажира, не участвующего в управлении, ничего не зависит.
Страх полетов может появиться у человека, в прошлом ставшим участником действительно опасного происшествия, случившегося с воздушным судном. Иногда такая ситуация может быть не реальной, а надуманной: самолет попал в воздушную яму, а этот пассажир подумал, что лайнер падает.
Еще одним фактором является множество фильмов-катастроф с участием самолетов: они очень ярко демонстрируют картины трагизма ситуации, которые буквально «западают в душу» впечатлительным гражданам. СМИ, показывая новости о падениях в подробностях, тоже вносят свою лепту.
Аэрофобом может стать интеллигентный человек, состоявшийся, имеющий сильный характер, но при этом с тревожным мышлением. Он так привык все контролировать и отвечать сам за себя, что не может позволить доверить свою драгоценную жизнь кому-либо другому. Как правило, эти люди не обладают хотя бы поверхностными знаниями о конструкции самолета и сути работы его систем, обеспечении безопасности лайнера.
Аэрофобия также может быть одним из проявлений других иррациональных страхов: высоты – акрофобии, и клаустрофобии – замкнутого пространства.
Боязнь воспользоваться воздушным транспортом, как средством передвижения, начинает себя проявлять уже за несколько дней до даты, проставленной в билете. Будущий пассажир начинает тревожиться, нервничать, накручивать сам себя, разыскивая в интернете информацию обо всех случившихся когда-либо авиакатастрофах. Он замыкается в себе, проявляет агрессию или просто раздражатся без всякого повода.
В день рейса, уже в аэропорту, такой индивид может отказаться от полета, даже пройдя регистрацию. О такой возможности побеспокоились в Германии: некоторые немецкие авиакомпании не удерживают сумму, положенную при возврате купленного билета, но если у «отказника» имеется справка о наличии аэрофобии.
У больного, усевшегося в кресло еще стоявшего на земле самолета, начинается паническая атака (о ее симптомах написано выше). Такой приступ постепенно затихает, но снова «наваливается» при любом шуме, крене лайнера, воздушной яме. Передвижение по салону бортпроводника вызывает подозрение, истерику, неуместные вопросы к нему, перепалку.
В общем, понятно, что аэрофоб ведет себя неадекватно, мешает пассажирам и членам экипажа, затевает скандалы и драки, вызывая недовольство тех и других. Его поведение угрожает безопасности полета и всем, находящимся на борту людям. Есть случаи, когда такого дебошира подвергают административному наказанию и навсегда заносят в черные списки – билет ему не продаст ни одна авиакомпания. А причина этому – страх, от которого можно избавиться.
Существуют ли таблетки от аэрофобии? Скорее нет, чем да. Врач может выписать седативный препарат, который подбирается для каждого пациента индивидуально. Это антиксиолики (снимают тревогу, напряжение, беспокойство), успокаивающие средства типа настойки пустырника, валерьяновых капель.
Чувствующим себя плохо в самолете по причине проблем с вестибулярным аппаратом рекомендуют перед полетом выпить «Аэрон» – он помогает при укачивании.
Не занимайтесь самолечением: назначать любой препарат и его дозировку может только врач. Он в курсе, что именно вам нужно и какой препарат запрещен в силу имеющихся побочных эффектов или риска аллергических реакций.
Специалисты настаивают: сильнодействующие средства от стресса вообще не стоит использовать, ведь в особых условиях полета (изменения давления воздуха, его сухота, замкнутое пространство и т. д.) могут подействовать нестандартно. Лучше остановиться на простых гомеопатических успокаивающих, не вызывающих привыкания и исключающих непредсказуемых последствий.
Есть такие больные, которые уверены: приняв таблетку, они перестанут бояться и перелет совершат без тревоги, с комфортом. Однако к такому средству им придется прибегать каждый раз, поднимаясь на борт. Их мозг запомнит, что страх подавил препарат, но при этом стресс никуда не делся.
В один «прекрасный» момент такое обстоятельство сыграет против аэрофоба: «волшебная таблетка» не подействует. Поэтому тем, кто хочет избавиться от данной патологии, нужно осознать серьезность проблемы и обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Такие специалисты используют методики, избавляющие от страха и дающие навыки расслабления.
Существуют специальные Центры по борьбе с аэрофобией. Они обладают летными стимуляторами с программами, имитирующими взлет и посадку в разных условиях и в разных аэропортах, на которых обычно тренируются пилоты. Здесь люди, желающие устранить свою боязнь, изучают конструкцию самолета, садятся за штурвал. Они получают полную информацию о том, что и как устроено в лайнере, почему возникают пугающие их звуки и трясет, много другого. На практике доказано, что терапевтический эффект из этого получается отличный.
Сотрудники таких центров дают следующие советы боящимся летать:
хорошо выспаться перед рейсом, пройти регистрацию онлайн (это сейчас возможно), взять небольшой багаж, чтобы не стоять в очереди на взвешивание, выбрать комфортный вариант прибытия в аэропорт – все это минимизирует уровень стресса;
попросить такие места, где меньше всего чувствуются встряски (о них можно узнать в интернете в зависимости от типа судна). Ни в коем случае не садитесь в хвост самолета – там заведомо укачивает;
удобно оденьтесь и обуйтесь – лучше избежать затянутого галстука, узких туфель. Украшений (колец, браслетов, часов с тугим ремешком) на себя не надевать;
сейчас есть удобные подушечки, обхватывающую шею – захватите с собой такую;
поделитесь проблемой с бортпроводником – он может ею проникнуться, завести вас в кабину и познакомить с командиром;
закачайте в гаджет игру, фильм, книжку и не забудьте наушники. Это отвлечет от происходящего вокруг;
расслабьтесь в кресле – глубоко дышите, медленно считайте или пойте про себя мантры;
пейте побольше воды (лучше негазированной) или сока. А если летите в отпуск, то можно позволить себе бокал шампанского и не больше;
восстановить кровообращение можно прямо сидя в кресле – повращать стопами и кистями. Если вы не стесняетесь, то можно встать, пройтись по салону, встать на цыпочки и даже несколько раз наклонится;
вам повезет, если рядом будет сидеть интересный собеседник – за разговорами с ним время полета пролетит незаметно.
Прежде всего, нужно давать отчет в том, что автомобильные аварии происходят гораздо чаще авиакатастроф и людей в них гибнет по статистике больше. Шанс разбиться у пассажира лайнера 1 к 45 000000, то есть, даже при каждодневных перелетах он рискует умереть раз в 123 тыс. лет.
Современные самолеты имеют надежную конструкцию, в том числе дубликаты важных систем: если откажет одна, то в дело вступит другая.
Летчики и наземные службы проходят долгую и строгую подготовку и переподготовку, за их профессиональной пригодностью и здоровьем следят специальные службы.
Каждый случай трагедии с самолетом тщательно изучается, делаются соответствующие выводы, которые в дальнейшем позволяют избежать причины и обстоятельства катастрофы.