Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Аутизм у детей (и взрослых): основные признаки и симптомы

Многие родители, заметив странности в поведении своего ребенка, сразу думают о самых плохих диагнозах, в частности, аутизме. До сихautism-2377410_1280.jpg пор окончательно не выяснены все причины развития этой патологии, но большинство ученых считают, что есть связь с врожденными дисфункциями мозга.

Считается, что аутизм — это нарушение психического развития, которое сопровождается плохим социальным взаимодействием, трудностями контактов во время общения с людьми, ограниченным интересом и повторяющимися действиями, их смысл понятен только ребенку.

Общие сведения

В Википедии термин «аутизм» описывается как расстройство, появляющееся в результате нарушений развития головного мозга с последующими проблемами в общении, социализации и самообслуживании. Указывается также, в каком возрасте чаще всего диагностируют проблему – до трех лет. В этот период можно увидеть определенные признаки, которые должны насторожить родителей и подтолкнуть к консультации у специалистов.

По статистике аутизм у ребенка (без учета расстройств аутического спектра) встречается у 0,1–0,6%, а с учетом — 1,1– %. При этом больных среди мальчиков больше, чем девочек.

В последнюю четверть века такой диагноз стали ставить детям намного чаще. Хотя непонятно, происходит это на фоне увеличения процента расстройства в целом или же в результате улучшения возможностей диагностики и ее критериев.

Недуга и индивидуальные его проявления могут быть как в более легкой, так и тяжелой форме, с умственной отсталостью и т. п.

Что касается лечения, то здесь важна работа со многими специалистами, например, из области психиатрии, психологии, а также неврологии, логопедии, дефектологии.

Иногда диагноз с возрастом снимают, так как пациент обучился методам взаимодействия с социумом, может себя обслуживать, работать и поддерживать достаточно высокое качество жизни.

Как распознать заболевание

Если говорить в целом, то аутизм — своеобразное нарушение восприятия внешних стимулов, что связано с гиперактивностью мозга. Это, в свою очередь, влияет на то, что человек не успевает соединить и проанализировать все увиденное, услышанное и прочувствованное. Из-за этого проявляется обостренная реакция на некоторые явления внешнего мира, в то время как другие просто игнорируются. В конечном счете, появляются трудности в общении, формируются бытовые привычки, мешающие быстро и легко адаптироваться к новым меняющимся условиям.

Дети с таким расстройством могут по-особенному воспринимать человеческий голос, он для них ничем не отличим от других звуков. Аутисты могут реагировать на различные прикосновения, даже к вещам. При этом большое количество различных стимулов могут спровоцировать довольно сильное раздражение. Так, у некоторых может наслоиться желание сходить в туалет и громкие посторонние звуки – это провоцирует у них паническое состояние. А вот движения, которые повторяются, влияют на такого ребенка успокаивающе, давая ощущения защищенности и безопасности.

Первые признаки аутизма у детей могут проявляться уже в первый год жизни. Это может выражаться в том, что ребенок поздно начинает садиться, не реагирует на свое имя, родителей или игрушки.

До 2 лет могут проявиться следующие симптомы, которые должны насторожить:

  • 8 месяцев — нет зрительного контакта и реакции на имя;

  • 12 месяцев — жесты используются нетипично, отсутствие указательного жеста;

  • 1,5 года — не понимает речь, отказывается вести диалоги, поведение во время игр довольно странное и нехарактерное детям;

  • 2 года — не повторяет, не копирует взрослых, плохо накапливает словарный запас, нет взаимодействия с другими малышами во время игр.

Постепенно к трем годам симптомы становятся более выраженными. Бывают случаи, когда после приобретения навыков у ребенка наступает регресс, что характеризуется неумением выполнять те действия, которые ранее были хорошо освоены. В этом случае говорят про регрессивный аутизм (процессуальный, органический). Обычно он проявляется в полуторагодовом или более старшем возрасте. Развитие его бывает как медленным, так и достаточно быстрым, могут также быть периоды «застоя» по приобретению навыков. Чтобы правильно справиться с ситуацией, потребуется помощь квалифицированного специалиста.

Признаки аутизма у детей могут быть следующими:

  • нетипичная реакция на прикосновения матери или отца. Малыш начинает кричать и извиваться, когда его берут на руки, а после того как его положили в кроватку, успокаивается. Нет никакой эмоциональной реакции во время кормления грудью. Нет фиксации взгляда, избегает контакта глазами. Появляются отклонения сенсорного типа, странные реакции на запахи, свет, вкус и т. д. В это время он может плакать, истерить или же, наоборот, оставаться равнодушным ко всему;

  • проблемы речи и коммуникации. Не лепечет и не гулит в младенческом возрасте, позже может отказываться говорить, хотя имеет хороший словарный запас, постоянно молчит и не реагирует на просьбы и обращение родителей. Могут проявляться различные специфические нарушения в виде повторяющихся звуков, неконтролируемом монотонном копировании звуков. Ребенок говорит о себе в третьем лице, не соединяет слова во фразы, создает новые слова;

  • нарушения взаимодействия с социумом. После двух лет жизни отсутствие реакций на обращения, нежелание зрительного контакта, вместо слов используются жесты, нет желания играть с другими детьми, предпочитает быть в одиночестве, равнодушие ко всему и всем, нет понимания роли игрушек, в их качестве используются посторонние предметы;

  • стереотипное ограниченное поведение. Предпочтение в однообразности действий – четкий распорядок дня, отсутствие интереса к новому, событиям, зацикленность на одном действии (просмотр мультфильма, сбор пазла), коллекционирование чего-то в одной тематике, предпочтение однотипных продуктов, один и тот же путь, монотонные движения при стрессе (раскачивание, машет руками). Острая реакция на смену людей, распорядка, обстановки в комнате с воплями, паникой и истериками;

  • вспышки гнева на фоне того, что ребенку тяжело сообщить о своей потребности или неудобстве. Он может кричать, есть возбужденные движения, если в этот момент его обнять, то чаще всего ребенок отталкивает человека;

  • отказывается от правил игры, непонимание, для чего нужны ограничения и определенные установки;

  • нарушены реакции страха. Дети с аутизмом могут быть довольно спокойными и веселыми в ситуациях, которые угрожают его жизни, просто игнорирует все угрозы. Они бывают достаточно мнительными, не хотят выходить из дома и заводить знакомства с другими;

  • проблемы с внимательностью, гиперактивность. Такие дети не могут сидеть на месте и не способны сосредоточиться во время занятий.

Признаки аутизма у взрослых также проявляются минимальными увлечениями и интересом к внешнему миру, они не хотят выходить за рамки привычно. Кроме того, в разговоре присутствует монотонность, слабая эмоциональность, незаинтересованность в людях и занятиях, может проявляться постоянное беспокойство, тревожность, навязчивость движений (теребит одежду или крутит в руках какой-то предмет), довольно агрессивно реагируют на то, что другие трогают их вещи, могут быть довольно бестактными. У аутичных людей есть страх перед новыми людьми, незнакомыми местами и т. д.

Формы

Увидеть аутизм у детей, а также взрослых мужчин или женщин по внешнему виду или фото невозможно. Понять, что у человека расстройство можно при работе со специалистами, которые проводят соответствующую диагностику и анализ поведения, реакций.

Выделяют следующие разновидности аутического расстройства:

  • высокофункциональный. Довольно распространенный и часто даже не диагностируемый, так как многие считают, что это не болезнь, а просто характер и особенности воспитания. Такие взрослые женщины и мужчины довольно хорошо адаптируются в обществе, могут создать семью и социальные связи. У них довольно высокий уровень интеллекта, а на проблему могут указывать периодические вспышки гнева и ограниченные интересы. Могут присутствовать поведенческие стереотипы и трудности в общении, которые трактуются, как робость и стеснение. Такие симптомы аутизма поддаются коррекции, но иногда в этом и не нуждаются;

  • синдром Аспергера. Имеются повреждения коры головного мозга. Есть проблемы с коммуникацией. Человек может освоить профессию, общаться с людьми, выполнять свои обязанности, но иметь небольшой круг интересов;

  • синдром Каннера. Достаточно тяжелая форма с проявлением умственной отсталости, высокой агрессивностью, расстройством речи. Такие люди нуждаются в лечении у психиатра;

  • атипичный аутизм. Нет характерных для расстройства проявлений, что усложняет правильный диагноз;

  • синдром Ретта. Обычно его диагностируют у взрослых женщин. Проявлений в детстве практически нет, расстройство «набирает обороты» постепенно. Поведенческие отклонения можно скорректировать с помощью медикаментов, без должного лечения такие пациенты могут не дожить до 30 лет.

Понять, что у человека есть аутизм, может только квалифицированный специалист, поэтому не стоит тянуть время и списывать все на некоторые особенности поведения и воспитания, а сразу же обратиться к врачу.

Причины

До сих пор факторы, влияющие на развитие взрослого и детского аутизма, вызывают споры. Ученые выделяют следующие причины возникновения расстройства:

  • генетика. По последним исследованиям, примерно половина генов способны влиять на развитие отклонений аутического спектра. Но проявиться болезнь может при их сочетании между собой и под влиянием внешних факторов;

  • функциональные и структурные нарушения мозга. Благодаря компьютерной томографии стало видно, что у таких пациентов есть некоторые изменения головного мозга, в частности, в лобных долях, мозжечке, стволовом отделе, лимбике. Размер мозга новорожденного может быть уменьшен, а затем резко увеличивается, также наблюдаются проблемы с кровоснабжением, что приводит к дополнительному присоединению эпилепсии;

  • биохимические изменения, проявляющиеся нарушением обмена веществ нейромедиаторов (необходимы для передачи импульсов нервных клеток). При детском аутизме высокий уровень глутамата и аспартата в крови. Также находят связь с проблемным усвоением белков (глютена, казеина);

  • вредные факторы во время беременности. Сюда относят стрессы, инфекции, курение, прием алкоголя и наркотиков в период, когда формируется и вынашивается плод. Негативно может отразиться на здоровье малыша прием некоторых медикаментов, преждевременные роды, маточное кровотечение, гипоксия и асфиксия.

Некоторые специалисты связывают развитие аутизма с социально-психологическими факторами. Так, плохо отражается на малыше низкая эмоциональная и тактильная связь, определенная холодность и отстраненность близких, травмы в детском возрасте.

Диагностика

Как только появились первые упомянутые симптомы у ребенка, указывающие на проблемы с развитием и реакциями, родителям сразу же необходимо обратиться к специалисту. Насторожить должны такие проявления, как отсутствие реакции на свое имя, зрительного контакта, игнорирование просьб и обращений родителей, нетипичное поведение во время игр.

Диагноз ставится по наличию шести признаков и проведения специальных тестов. Специалист наблюдает за малышом, его поведением, реакциями, спецификой взаимодействия с окружающим миром.

Диагностика раннего детского аутизма проводится в два этапа:

  • физическое обследование с определением всех возможных симптомов, которые могут указывать на сопутствующие заболевания, например, эпилепсия, сбои в работе щитовидки. Для определения нормального физиологического развития проводят антропометрические замеры. Делают анализ крови, мочи, УЗИ сосудов, ЭКГ, КТ, МРТ мозга и т. д.;

  • неврологическое обследование включает проверку нервной системы для определения всех неврологических симптомов. Так проверяют координацию движений, рефлексы, чувствительность и т. п.;

  • проводится анализ интеллектуальных способностей, когнитивных функций с помощью специальных тестов и методик. Они позволят увидеть сопутствующие проблемы с психикой.

Только опытный психиатр может распознать и поставить точный диагноз РАС и в дальнейшем подобрать правильную и эффективную тактику коррекции состояний.

Особенности лечения

Нужно понимать, что не все дети с аутизмом могут быть полностью социально неадаптированными. Это во многом зависит от сложности заболевания, а также раннего определения проблемы.

Терапия детского аутизма — это процесс, состоящий из множества компонентов. Сюда входит медикаментозное лечение с использованием нейролептиков, антидепрессантов, стабилизаторов настроения, ноотропов, витаминно-минеральных комплексов. Они позволяют купировать гиперактивность, навязчивые состояния, проявления агрессии.

Важными являются психотерапевтические методы для того, чтобы развить социально-коммуникативные навыки, нормализовать когнитивные функции, научить ребенка самообслуживанию и т. п. Используются такие техники, как терапевтические, телесно-ориентированные, игровые, семейные.

Для коррекции поведения нужна социальная поддержка и благоприятная среда для жизни ребенка, специальные группы в детском саду, классы для коррекции в школах, центры развития и т. д.

Профилактикой данного расстройства являются следующие мероприятия, которые рекомендуются матери ребенка:

  • вести здоровый образ жизни еще за год до беременности;

  • во время вынашивания плода исключить все вредные привычки, избегать стрессовые ситуации, соблюдать правильный режим работы и отдыха;

  • сразу обращаться к врачу при любых проявлениях плохого самочувствия, проводить все необходимые тесты и анализы (генетический тест, УЗИ);

  • контролировать развитие малыша, отслеживая его реакции, поведение, эмоции. При любых отклонениях или подозрениях сразу обращаться к специалистам.

Прогнозы относительно детского аутизма не очень радужные. Но при условии комплексной работы с такими пациентами можно добиться существенного улучшения состояния и адаптации к социуму. Такой ребенок может посещать сад, школу, получить профессию, работать и даже создать семью.


Записаться на приём

Заказать обратный звонок