Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Особенности клинического мышления

У медиков есть определенный творческий, профессиональный подход к постановке диагноза, а также лечению. Он называется doctor-6810751_1280.pngклиническим мышлением. В его основе опыт, знания, а также интуиция, которые сформировались путем учебы, самопознания, постоянного совершенствования, повышения квалификации.

Роль клинического мышления

Нужно понимать, что получить такой профессиональный опыт и навык довольно сложно. Здесь важна квалификация специалиста, продолжительный опыт взаимодействия и работы с людьми. Клиническое мышление отражается на восприятии, познании и взаимопонимании медика с пациентом. Так, специалист должен проводить диагностику, которая представляет собой умение вовремя распознать заболевание по определенным признакам. Правильность диагноза напрямую зависит от интеллектуального развития и определенных особенностей личности.

У врача особенное мышление, ведь он находит к каждому пациенту свой подход. И тут берется во внимание личность последнего, его генетика, возраст, профессия, конституция тела, состояние психики, степень нарушения здоровья и т. д. Эти моменты позволяют собрать в единое целое всю картину клинических проявлений болезни, а на ее основе разработать тактику лечения.

Осознание действия пациента также играют важную роль в процессе выздоровления.

В современной диагностике активно используют инструментальное обследование:

  • компьютерный томограф;

  • электрокардиограф;

  • магнитно-резонансный сканер;

  • электроэнцефалограф и т. д.

Однако без клинического мышления врача все эти обследования могут не дать результат при установлении диагноза. Врач собирает анамнез, сопоставляет полученные данные с симптомами, которые наблюдаются у пациента, анализирует и прорабатывает всю информацию, а затем ставит диагноз и подбирает методы терапии.

Помимо клинического мышления, у специалиста должно быть также интегрирующее и конструктивное. Основными задачами врача являются:

  • установить заболевание;

  • определить причину развития недуга;

  • осмыслить происходящее и оговорить это с больным;

  • посмотреть, как проявляется проблема;

  • объективно объяснить прогноз;

  • подобрать верную тактику лечения.

Аспекты и требования КМ

Составляющие части клинического мышления врача:

  • выслушать жалобы, а затем поставить определенные вопросы, которые зафиксировать в истории болезни. Туда же вписать информацию о ранее перенесенных заболеваниях. Осуществить осмотр и диагностику того органа, который предположительно имеет патологию;

  • подобрать диагностические тесты. Необходимость их состоит в том, чтобы окончательно подтвердить заболевание. Подобные исследования могут быть не очень приятными для пациента, иногда приводят к определенным осложнениям. Поэтому специалист должен взвесить, насколько они нужны или того исследования, что имеется, вполне достаточно;

  • клинические сведения сопоставляют с лабораторными исследованиями;

  • оцениваются все риски дополнительных обследований;

  • разрабатывается наиболее подходящий план лечения, где учитывается мнение больного.

Опытный доктор обладает такими качествами:

  • замечает все нюансы, а не узнает их от пациента (наблюдательность);

  • оценивает все результаты обследования и проявления болезни, имеет здоровую самокритику;

  • хорошо помнит все специфические проявления болезней, способен определить патологию по набору симптомов;

  • имеет определенное направление мышления;

  • умеет быстро и кардинально изменять свой ход мысли при трансформации патологии;

  • способен найти главное (в самом начале исследований), определить доминирующих симптомов.

Значительный стаж работы положительно влияет на скорость и точность установления диагноза, а также результативность лечения. Для врача также важна решительность, так как благодаря ей он сможет быстро принять правильное решение, что позволяет спасти человеку жизнь.

Особенность КМ – болезненные переживания больного и познание врачом его души. Специалисту нужно оценивать и сравнивать душевное состояние больного и пронаблюдать, как изменилось ментальное здоровье.

Как формируется

С помощью каких-то учебников сформировать клиническое мышление не получится, так как это совокупность решения сложных логических задач, способность установки психологического контакта и доверительных отношений с больным, а также врачебная интуиция. Все это помогает установить полную картину патологии.

Светило русской медицины Сергей Петрович Боткин считал, что если студент овладеет клиническим мышлением, то его путь —самостоятельная врачебная деятельность. Его коллега Григорий Антонович Захарьин был убежден: имея КМ специалист не растеряется, столкнувшись с новым для себя медицинским случаем.

Научиться клиническому мышлению можно лишь практическим путем под руководством специалиста с большим опытом работы. Совершенствовать его следует не только во время учебы, но и в течение всей практики. Важно следующее:

  • изучать медицинские труды с примерами клинического мышления;

  • осваивать примеры коллег и учителей;

  • регулярно практиковаться, решать задачи и ставить новые цели;

  • анализировать свои и чужие ошибки, стремясь к усвоению сути.

Формирование клинического мышления также включает в себя игровой метод, когда моделируются различные ситуации. Студенты должны самостоятельно найти правильное решение, разработать тактику лечения, экспертизу, принять лечебные и профилактические действия. Используются также симуляторы и тренажеры, которые позволяют специалистам получить настоящий опыт.


Записаться на приём

Заказать обратный звонок