У детей отхождения от нормального поведения могут наблюдаться в разном возрасте. Но если такие деструктивные периоды сохраняются длительное время, но можно предполагать наличие поведенческого расстройства. Под ним предполагают продолжительные действия, отрицающие соблюдение определенных правил, норм общества, нарушение прав других людей.
У детей и подростков расстройство поведения проявляется в агрессии асоциальности, демонстративности нарушений. Подобное поведение может быть только в семейном кругу или распространятся на всех – посторонних людей, школьный и другие коллективы.
Это далеко не детские капризы и подростковая недисциплинированность, а отклонения, которые могут серьезно повлиять на личность и даже переродится в психопатию. Они также могут быть симптомами расстройства психики, требующего особого подхода.
Диагноз «расстройство поведения» психиатры ставят с большой осторожностью, внимательно изучая симптоматику. При этом учитывают возраст пациента, так как, к примеру, для трехлетних детей вспышки ярости считаются обычным делом, а если такое наблюдается у школьника младших классов, то уже есть повод насторожиться.
Важна также длительность нарушений поведения: эпизоды не вызывают волнения, когда как период не менее полугода может свидетельствовать о психическом нарушении.
Предположить наличие расстройства поведения можно по таким трем признакам, наблюдаемым в течение года или хотя бы одному за полгода из этого списка:
воровство, нанесение любого урона, вандализм и т. п.;
агрессия, направленная на людей и животных, драки;
подлость, двуличие, лживость;
конфликты с родителями, нарушение семейных устоев.
Развитие поведенческих дефектов может спровоцировать множество факторов, которые могут действовать не напрямую.
Основной повод: неблагоприятная семейная атмосфера. Имеется в виду большое количество детей, каждому из которых не уделяется отдельного внимания, развод родителей, бедность, молодой возраст матери-одиночки. Кроме того, младший ребенок вполне может перенять поведенческую деформацию от старшего.
Еще один «семейный» вариант – недостаточное участие родителей в жизни ребенка, отсутствие его контроля, а также непредсказуемость реакции взрослых на действия своего чада.
Считается, что расстройство поведения свойственно индивидам с низким интеллектом, неспособностью переключаться и планировать деятельность.
Детям до 12 лет с нарушенным поведением свойственны такие демонстративные действия:
отказ – проявляется у малышей как реагирование на недостаток общения и ощущения безопасности. Проявляется в отсутствии эмоций, активности, желания общения, играть. Таким деткам ничего не интересно, у них нет радости от игрушек и удовольствия от сладостей;
компенсация негатива – неудачи в учебе замещаются воровством или хулиганскими выходками, пугливость и страх – издевательствами над более слабыми детьми;
имитация – подражание асоциальным авторитетам, их привычкам и деятельности.
Реакции подростков:
создание хулиганских или бандитских группировок;
эмансипация – пренебрежение опытом взрослых, их подсказками и советами, сопротивление любой ценой установленным им правилам;
увлечения – азартные игры, лидерство. Даже позитивные хобби, искусство или спорт используются, как повод пропускать занятия в школе, игнорировать родных, совершать противоправные поступки и т. д.
Рассмотрим, какими бывают такие дефекты. Одна из самых слабых, вызывающее оппозиционное расстройство, ограничивается семейным кругом. То есть, ребенок проявляет грубость, агрессию и жестокость, может портить имущество или совершать поджоги только в отношении близких, а с посторонними он ведет себя вполне нормально. Обычно встречается у детей до 10 лет.
Как правило, больной выбирает один объект в семье, издевается над ним, портит или ворует личные вещи, одежду. Такое происходит после ухода одного из родителей и появления мачехи или отчима. При этом перечисленное может быть не направлено на кого-то из последних.
Такой тип поведения может быть спровоцирован рождением младшего брата или сестры. Это можно назвать банальной ревностью, сопровождающейся поломкой игрушек «новенького», попытками нанести ему вред.
Больной грубит, не слушается, винит всех в своих неудачах, делает все назло, замечания игнорирует.
Асоциальные действия и агрессия направлены на других детей.
Близких друзей нет, ребенок не в состоянии наладить отношения с однолетками, отвергается ими. Для него не существует авторитетов, он грубый индивидуалист, которому свойственно хулиганство, драчливость, жестокость, издевательство.
Развивается в раннем возрасте. Ребенок активен, но не организован, не в состоянии сконцентрироваться, решать интеллектуальные задачи. Он неусидчив, на посторонние раздражители отвлекается моментально, невнимателен, витает в эмпиреях. Новые знания осваивает с трудом, познавательные функции заторможены.
Импульсивность такого больного опасна, так как он может совершить неожиданное необдуманное действие. Он может с того ни с сего выбежать на шоссе, по которому мчатся машины, залезть на крышу или играть с опасными предметами. Такой ребенок неуравновешен, вспыхивает с полуслова, выражается бестактно, невпопад и не к месту, его настроение меняется мгновенно. Когда его отвергают, то выражает протест агрессией и противоправными действиями.
Каждому возрасту свойственны свои поведенческие нарушения такого направления.
Малыши до трех лет избегают зрительного контакта, они всегда печальны, их навыки отстают от нормы для такого возраста. Им свойственны самоповреждения: бьются головой, бьют и кусают себя. Успокаиваются, начиная сосать палец, покачиваясь или монотонно двигаясь.
В начальной школе такие дети замкнуты, апатичны, часто раздражаются. У них снижается интеллект, они ничем не интересуются, плохо спят.
В подростков депрессия тоже запряжена с быстрой сменой настроения, недовольством всем и вся. Они постоянно себя в чем-то обвиняют. С друзьями отношения портятся, с учебой тоже неприятности, нарушается сон и аппетит. Решением всех бед считают самоубийство, к чему предпринимаются попытки.
Пубертатный период отличается неосознанным усилением полового влечения. При замедленном созревании ребенок становится жертвой сексуальных извращений, так как они не могут определить свою половую роль. Такие дети отличаются неуклюжестью, медлительностью, неспособностью собраться.
Ускоренное половое развитие придает подростку жестокость, доходящую до садизма, вспыльчивость. Возможны такие девиации:
эксгибиционизм – обнажение на публике;
эротические фантазии с мастурбацией;
визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
сексуальное влечение к моче или калу;
манипуляции с животными;
совращение малышей;
групповой онанизм.
Подростковые сексуальные перверсии могут выражаться в ситуативном гомосексуализме (в закрытых однополых школах), ласках без секса, беспорядочные половые связи. Они исчезают при взрослении, но иногда остаются.
Речь идет о девиациях детей старше пяти лет. Существует три направления:
получение выгоды путем мошенничества, воровства, разбоя;
агрессия против человека – нанесение ударов, изнасилование, убийство;
уклонение от общепринятых норм – прогулы уроков, бродяжничество, попытки самоубийства, зависимости, участие в асоциальных группах.
К последнему пункту относятся и побеги, имеющие разные причины:
избавление от побоев сверстников, издевательств, насмешек. Как правило, это дети, воспитанные как Золушка;
освобождение от родительского контроля, поиск легкой свободной жизни;
неуемная тяга к бродяжничеству, вызванная тягой к смене образа жизни, обстановке. Часто такая романтика быстро проходит, и возникает желание вернуться в отчий дом;
демонстративный поступок для привлечения внимания по разным поводам.
Девиантное поведение в подростковом возрасте очень опасно, так как его действие более разрушительно и сопровождается игроманией, употреблением алкоголя и возбуждающих веществ, проституцией.
Расстройство поведения, каким бы оно ни было, требует коррекции при участии психолога (невролога). Оно может пройти по мере взросления ребенка, но есть риск его перерастания в диссоциальное расстройство личности. Последнее является серьезным нарушением психики, которое вылечить очень тяжело.