Еще совсем недавно, процент детей с нарушениями речевого аппарата был не таким большим – всего 20%. Сегодня же количество людей, имеющих фонематические проблемы, увеличился до 50%. К ним причисляют также трудности с чтением и письмом, которые испытывают учащиеся во время учебы в школе.
При своевременном выявлении проблемы можно восстановить правильное развитие речи, компенсировать некоторые отставания, проработать их таким образом, чтобы ребенок не испытывал трудности в общении с другими людьми, подтянул свою успеваемость.
Под проблемами с речью понимается любые отклонения от принятых речевых норм. Например, ребенок неправильно выговаривает слово «ложка» и выдает «лока». Он может путать гласные, менять местами согласные или же просто «проглатывать» концовку слова. Но это не просто незначительные недостатки, а проблема, которая влечет за собой сложности в общении со своими сверстниками и взрослыми, что, в итоге, может отразиться на психическом и интеллектуальном развитии.
Нужно понимать, что сложности с речью возникают в результате определенных нарушений механизмов этой самой речи. Давайте в этом разберемся.
За речь отвечает головной мозг, где программируются фразы, которые посылаются на периферические системы определенные сигналы, относительно подключения голоса, а также дыхания для воспроизведения слов. Для произведения звука нужно: работа дыхательных мышц, вибрация голосовых складок в гортани, что порождает голос, артикуляционный аппарат (язык, губы, небо) – для формирования фонемы и образования слов.
Получается, что нарушение речи — это определенный сбой или недоразвитие одного из перечисленных составляющих голосового аппарата, дающих возможность воспроизвести звуки и слова.
Если механизмы нарушены, то речь, соответственно, сильно страдает. При этом сбои могут происходить на любом из этих уровней:
если нарушена иннервация дыхательных мышц, то ребенок не способен контролировать силу выдоха, и его речь становится очень тихой, дрожащей и короткой;
при сбоях артикуляционного аппарата путаются слова и звуки, неправильное проговаривание;
копирование речи родителей, например, говорение «в нос».
Спровоцировать упомянутые сбои в развитии могут внутриутробные инфекции, гипоксия и травмы при родовой деятельности. Некоторые заболевания, особенно нейроинфекции, могут негативно отразиться на развитии определенных участков головного мозга и самого речевого аппарата.
Проблемы или трудности с правильным выговариванием слов, звуков могут проявляться с самого раннего возраста. Вначале эти отставания могут соответствовать возрастному развитию, но через некоторое время у родителей появляется подозрение, что что-то происходит не так, как надо.
Чтобы определить наличие некоторой задержки в речевом развитии, следует обратиться к специалистам, которые смогут выявить проблему с помощью определенных тестов, наблюдения и беседы с ребенком.
Выделяют следующие уровни речи:
лепет. Это подражание звукам, отдельным словам или их комплексу. Но такая речь малыша непонятна взрослым и может заменяться мимикой или жестами;
зачатки фразовой речи общего употребления. Есть искажение фонетики и грамматики, попытки излагать свои мысли, менять слова. Происходит нарушение произношения и восприятия звуков. Сама речь не очень понятна, но есть определенные дифференцированные слова (предметы, действия, признаки). Ребенок может что-то рассказать, используя слоги, союзы, строя предложения из нескольких слов, но его словарный запас довольно маленький и нарушения еще проявляются;
третий уровень с развернутой речью, которая наполнена ошибками использования языковых единиц. Словарь все-таки ребенка отстает от возрастных норм. Некоторые названия предметов, которых он не знает, заменяются на похожие и близкие по смыслу или признакам. Есть лексические ошибки;
остаточное проявление не совсем развитой речи затрагивает некоторые составляющие языковой системы, проявляется в сложных формах речевой деятельности.
Специалисты выделяют несколько групп. Дети из первой группы с недоразвитием речи не имеют явных проблем с нервно-психической деятельностью. ЦНС не поражена, но психооблик имеет общие признаки эмоционально-волевой незрелости. Это не слишком сложный вариант.
Для второй группы характерно дополнение неврологических и психических синдромов. Проявляются выраженные неврологические симптомы. Это указывает на незрелость центральной нервной системы, нарушения в некоторых областях мозга.
Дети третьей группы имеют недоразвитие всех видов речевой деятельности (устной и письменной).
Механизм речевых нарушений начинает проявляться при определенных задержках или сбоях в развитии психики, интеллекта, снижении слуха, проблемах с артикуляционными органами.
Виды речевых нарушений
Выделяют следующие варианты:
дисфония — отсутствие силы, тембра, высоты в голосе. Причиной могут быть органические и функциональные нарушения;
замедленный темп речи именуется брадилалия, а ускоренный — тахилалия;
заикание — происходит на фоне судорожного состояния мышц речевого аппарата, что приводит к сбою темпо-ритмики речи;
дислалия — при нормальном слухе и иннервации речевого аппарата наблюдается плохое звукопроизношение. Они могут заменяться, не произноситься;
ринолалия — на фоне анатомических и физиологических дефектов происходит сбой тембра голоса и произношения звуков. Он может быть «гнусавым»;
дизартрия — нарушены все части речи: голос, мелодика и звукопроизношение. Это наблюдается при неполной иннервации речевого аппарата.
Выделяют также проблемы со структурно-семантической составляющей речи:
алалия — речь или не совсем развита, или же полностью отсутствует в результате органического поражения речевой зоны мозга (внутриутробно или на ранних этапах развития). Не формируется система языковых средств, проблемы с программированием высказываний, с переработкой и восприятием информации;
афазия — потеря уже сформированной речи из-за поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, опухоль, нейроинфекция).
Некоторые нарушения могут проявляться не самостоятельно, а в комплексе с другими, например, заикание дополнено дизартрией и т. п.
Выделяют отдельно разновидности отклонений письменной речи:
дислексия или нарушение процесса чтения;
дисграфия — нарушения процесса письма.
Спровоцировать эти отклонения могут как проблемы с устной речью, так и моторикой.
Для определения проблемы следует обратиться за помощью к специалистам. Специалист обычно проводят специальное тестирование, которое позволит выявить нарушения речи у ребенка. При этом крайне важно сосредоточиться на детальном разборе тех случаев, когда и как происходят речевые расстройства, чтобы точно определить причину, приводящую к развитию патологии. Исходя из этого, выстраивается стратегия по коррекции.
Для диагностики собирается вся информация о ребенке от родителей, учителей и воспитателей. После этого проводится беседа с ним, при этом разговор может записываться, проводится аудиометрия. В ход идут нейропсихологическое тестирование и другие методы определения подобных нарушений.
Если имеется проблема с коммуникацией, тогда рекомендуют больше времени уделять беседам с ребенком. Желательно вместе слушать музыку, петь, читать. Необходимо иметь терпение и давать время на то, чтоб малыш смог выразить свою мысль.
Для развития речевого аппарата можно использовать специальные упражнения, артикуляционные тренировки, чаще обсуждать какую-то книгу, мультфильм или же фильм.
Если выявлена конкретная проблема, которая запустила механизм нарушения речи, то ее нужно решать совместно со специалистом. Он подберет наиболее подходящие методы коррекции:
речевые упражнения;
артикуляционная и дыхательная гимнастика;
логопедический массаж;
логоритмика.
Иногда такие методы сочетаются с приемом определенных лекарственных препаратов, психотерапией, физиотерапией. В некоторых случаях требуется хирургическое вмешательство.
Профилактические мероприятия включают в себя следующее:
обеспечение безопасного протекания беременности;
психическое и физическое здоровье матери и ребенка;
своевременное выявление факторов, способных привести к нарушению в развитии речевого аппарата;
правильная тактика устранения проблемы.
Родители должны понимать, что при первом же сомнении относительно нормального развития речи ребенка лучше сразу обратиться к специалисту. Благодаря этому можно своевременно выявить некоторые серьезные патологии, которые можно будет скорректировать. Промедление в этом случае означает усложнение ситуации, потеря драгоценного времени. В дальнейшем это может аукнуться тяжелым и длительным лечением и восстановлением нормальной речи или, в худшем случае, дефект остается навсегда и человеку с этим придется смириться.
В большинстве случаев незначительные нарушения речи исправляются благодаря комплексной работе с логопедом. Определенные массажи, упражнения и приемы позволяют исправить неправильное звукопроизношение, справиться со спазмами дыхательных путей и даже скорректировать легкие степени заикания. Главное в этом деле – упорно и регулярно работать с ребенком.