Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Виды расстройств речи и механизмы ее нарушения

Еще совсем недавно, процент детей с нарушениями речевого аппарата был не таким большим – всего 20%. Сегодня же количество girl-933644_1280.jpgлюдей, имеющих фонематические проблемы, увеличился до 50%. К ним причисляют также трудности с чтением и письмом, которые испытывают учащиеся во время учебы в школе.

При своевременном выявлении проблемы можно восстановить правильное развитие речи, компенсировать некоторые отставания, проработать их таким образом, чтобы ребенок не испытывал трудности в общении с другими людьми, подтянул свою успеваемость.

Что это за нарушение

Под проблемами с речью понимается любые отклонения от принятых речевых норм. Например, ребенок неправильно выговаривает слово «ложка» и выдает «лока». Он может путать гласные, менять местами согласные или же просто «проглатывать» концовку слова. Но это не просто незначительные недостатки, а проблема, которая влечет за собой сложности в общении со своими сверстниками и взрослыми, что, в итоге, может отразиться на психическом и интеллектуальном развитии.

Нужно понимать, что сложности с речью возникают в результате определенных нарушений механизмов этой самой речи. Давайте в этом разберемся.

За речь отвечает головной мозг, где программируются фразы, которые посылаются на периферические системы определенные сигналы, относительно подключения голоса, а также дыхания для воспроизведения слов. Для произведения звука нужно: работа дыхательных мышц, вибрация голосовых складок в гортани, что порождает голос, артикуляционный аппарат (язык, губы, небо) – для формирования фонемы и образования слов.

Получается, что нарушение речи — это определенный сбой или недоразвитие одного из перечисленных составляющих голосового аппарата, дающих возможность воспроизвести звуки и слова.

Если механизмы нарушены, то речь, соответственно, сильно страдает. При этом сбои могут происходить на любом из этих уровней:

  • если нарушена иннервация дыхательных мышц, то ребенок не способен контролировать силу выдоха, и его речь становится очень тихой, дрожащей и короткой;

  • при сбоях артикуляционного аппарата путаются слова и звуки, неправильное проговаривание;

  • копирование речи родителей, например, говорение «в нос».

Спровоцировать упомянутые сбои в развитии могут внутриутробные инфекции, гипоксия и травмы при родовой деятельности. Некоторые заболевания, особенно нейроинфекции, могут негативно отразиться на развитии определенных участков головного мозга и самого речевого аппарата.

Виды нарушений речи

Проблемы или трудности с правильным выговариванием слов, звуков могут проявляться с самого раннего возраста. Вначале эти отставания могут соответствовать возрастному развитию, но через некоторое время у родителей появляется подозрение, что что-то происходит не так, как надо.

Чтобы определить наличие некоторой задержки в речевом развитии, следует обратиться к специалистам, которые смогут выявить проблему с помощью определенных тестов, наблюдения и беседы с ребенком.

Выделяют следующие уровни речи:

  • лепет. Это подражание звукам, отдельным словам или их комплексу. Но такая речь малыша непонятна взрослым и может заменяться мимикой или жестами;

  • зачатки фразовой речи общего употребления. Есть искажение фонетики и грамматики, попытки излагать свои мысли, менять слова. Происходит нарушение произношения и восприятия звуков. Сама речь не очень понятна, но есть определенные дифференцированные слова (предметы, действия, признаки). Ребенок может что-то рассказать, используя слоги, союзы, строя предложения из нескольких слов, но его словарный запас довольно маленький и нарушения еще проявляются;

  • третий уровень с развернутой речью, которая наполнена ошибками использования языковых единиц. Словарь все-таки ребенка отстает от возрастных норм. Некоторые названия предметов, которых он не знает, заменяются на похожие и близкие по смыслу или признакам. Есть лексические ошибки;

  • остаточное проявление не совсем развитой речи затрагивает некоторые составляющие языковой системы, проявляется в сложных формах речевой деятельности.

Специалисты выделяют несколько групп. Дети из первой группы с недоразвитием речи не имеют явных проблем с нервно-психической деятельностью. ЦНС не поражена, но психооблик имеет общие признаки эмоционально-волевой незрелости. Это не слишком сложный вариант.

Для второй группы характерно дополнение неврологических и психических синдромов. Проявляются выраженные неврологические симптомы. Это указывает на незрелость центральной нервной системы, нарушения в некоторых областях мозга.

Дети третьей группы имеют недоразвитие всех видов речевой деятельности (устной и письменной).

Механизм речевых нарушений начинает проявляться при определенных задержках или сбоях в развитии психики, интеллекта, снижении слуха, проблемах с артикуляционными органами.

Виды речевых нарушений

Выделяют следующие варианты:

  • дисфония — отсутствие силы, тембра, высоты в голосе. Причиной могут быть органические и функциональные нарушения;

  • замедленный темп речи именуется брадилалия, а ускоренный — тахилалия;

  • заикание — происходит на фоне судорожного состояния мышц речевого аппарата, что приводит к сбою темпо-ритмики речи;

  • дислалия — при нормальном слухе и иннервации речевого аппарата наблюдается плохое звукопроизношение. Они могут заменяться, не произноситься;

  • ринолалия — на фоне анатомических и физиологических дефектов происходит сбой тембра голоса и произношения звуков. Он может быть «гнусавым»;

  • дизартрия — нарушены все части речи: голос, мелодика и звукопроизношение. Это наблюдается при неполной иннервации речевого аппарата.

Выделяют также проблемы со структурно-семантической составляющей речи:

  • алалия — речь или не совсем развита, или же полностью отсутствует в результате органического поражения речевой зоны мозга (внутриутробно или на ранних этапах развития). Не формируется система языковых средств, проблемы с программированием высказываний, с переработкой и восприятием информации;

  • афазия — потеря уже сформированной речи из-за поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, опухоль, нейроинфекция).

Некоторые нарушения могут проявляться не самостоятельно, а в комплексе с другими, например, заикание дополнено дизартрией и т. п.

Выделяют отдельно разновидности отклонений письменной речи:

  • дислексия или нарушение процесса чтения;

  • дисграфия — нарушения процесса письма.

Спровоцировать эти отклонения могут как проблемы с устной речью, так и моторикой.

Диагностика и помощь

Для определения проблемы следует обратиться за помощью к специалистам. Специалист обычно проводят специальное тестирование, которое позволит выявить нарушения речи у ребенка. При этом крайне важно сосредоточиться на детальном разборе тех случаев, когда и как происходят речевые расстройства, чтобы точно определить причину, приводящую к развитию патологии. Исходя из этого, выстраивается стратегия по коррекции.

Для диагностики собирается вся информация о ребенке от родителей, учителей и воспитателей. После этого проводится беседа с ним, при этом разговор может записываться, проводится аудиометрия. В ход идут нейропсихологическое тестирование и другие методы определения подобных нарушений.

Если имеется проблема с коммуникацией, тогда рекомендуют больше времени уделять беседам с ребенком. Желательно вместе слушать музыку, петь, читать. Необходимо иметь терпение и давать время на то, чтоб малыш смог выразить свою мысль.

Для развития речевого аппарата можно использовать специальные упражнения, артикуляционные тренировки, чаще обсуждать какую-то книгу, мультфильм или же фильм.

Если выявлена конкретная проблема, которая запустила механизм нарушения речи, то ее нужно решать совместно со специалистом. Он подберет наиболее подходящие методы коррекции:

  • речевые упражнения;

  • артикуляционная и дыхательная гимнастика;

  • логопедический массаж;

  • логоритмика.

Иногда такие методы сочетаются с приемом определенных лекарственных препаратов, психотерапией, физиотерапией. В некоторых случаях требуется хирургическое вмешательство.

Профилактические мероприятия включают в себя следующее:

  • обеспечение безопасного протекания беременности;

  • психическое и физическое здоровье матери и ребенка;

  • своевременное выявление факторов, способных привести к нарушению в развитии речевого аппарата;

  • правильная тактика устранения проблемы.

Родители должны понимать, что при первом же сомнении относительно нормального развития речи ребенка лучше сразу обратиться к специалисту. Благодаря этому можно своевременно выявить некоторые серьезные патологии, которые можно будет скорректировать. Промедление в этом случае означает усложнение ситуации, потеря драгоценного времени. В дальнейшем это может аукнуться тяжелым и длительным лечением и восстановлением нормальной речи или, в худшем случае, дефект остается навсегда и человеку с этим придется смириться.

В большинстве случаев незначительные нарушения речи исправляются благодаря комплексной работе с логопедом. Определенные массажи, упражнения и приемы позволяют исправить неправильное звукопроизношение, справиться со спазмами дыхательных путей и даже скорректировать легкие степени заикания. Главное в этом деле – упорно и регулярно работать с ребенком.

 


Записаться на приём

Заказать обратный звонок