Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Важность ранней диагностики речевых нарушений у детей

Раннее выявление нарушений речи и необходимость своевременного их устранения у детей – это актуальные вопросы, так как в pexels-polina-tankilevitch-3875217.jpgпоследнее время подобных проблем выявляется все больше. То есть, они становятся все более распространенными, как и, соответственно, увеличивается число породивших их причин.   

Диагностика речевых нарушений – дело не слишком сложное, но очень важное.

Речевые нарушения

Самые первые годы жизни определяют развитие ребенка, ведь именно в этот период происходит формирование всех органов и систем его организма. Сейчас сложилась такая ситуация, что почти 80% детей рождаются незрелыми физиологически, у около 70% имеются поражения ЦНС, полученные в перинатальный период:

  • энцефалопатия;

  • гипервозбудимость;

  • минимальная мозговая дисфункция и пр.

Причинами расстройств речи могут быть:

  • проблемная беременность и роды;

  • общее отставание развития психики и физиологии;

  • повреждение артикуляционного аппарата;

  • дисфункция сенсорной интеграции;

  • наследственность;

  • аутизм;

  • поражение органов слуха;

  • психотравмы;

  • перенесенные психоневрологические и соматические недуги;

  • неблагоприятные социальные условия, дефицит общения, неправильное воспитание;

  • неполноценное питание;

  • перегрузка зрительной информацией (многочасовой просмотр мультфильмов, детских передач).

Нарушения в речевом и психофизическом развитии ребенка становятся особенно заметны в 4–5 лет, когда он уже должен хорошо говорить. У него может наблюдаться:

  • заикание – судороги мышц нарушают темп и ритм речи;

  • дизартрия – плохая иннервация речевого аппарата нарушает произношение слов;

  • дисфония или афония – тихий голос или его отсутствие;

  • тахилалия – ускоренный темп речи;

  • брадилалия – замедленная речь;

  • дислалия – нарушение произношения при нормальной иннервации речевого аппарата и слухе;

  • афазия или алалия – частичная, полная утрата речи в силу поражения речевых зон мозга или то же самое, но без мозговых патологий.

Необходимость диагностики в первые годы жизни

К сожалению, обоснованного научно и правильного подхода к объективной оценке развития психики ребенка еще до того, как он начал говорить, не существует. Это очень плохо: поздняя диагностика речевой патологии не позволяет вовремя оказать медицинскую, логопедическую, психолого-педагогическую помощь. А это нужно сделать именно в раннем детстве, так как именно этот период отличается от других:

  • самым быстрым темпом развития и его высоким потенциалом, но неравномерностью;

  • лабильностью психического и физического состояния, особой ранимостью;

  • неустойчивостью навыков и умений в силу того, что их формирование не завершено;

  • легкостью обучения, хорошей пластичностью мозга;

  • зависимостью реакции от психоэмоционального состояния;

  • постоянной потребностью в активном движении и сенсорных раздражениях;

  • высокой потребностью в общении с родителями и другими взрослыми, в том числе воспитателями, и однолетками.

У каждого ребенка различаются сроки развития становления моторики речевого аппарата и фонематического восприятия речи, но все же существуют нормы по возрасту, описанные в специальной литературе. Их и учитывают при диагностике речевых нарушений, однако из-за индивидуальных особенностей определенного ребенка к работе требуется привлечение таких специалистов:

  • педиатра;

  • логопеда;

  • детского психолога;

  • невролога;

  • сурдолога.

Специфика диагностики состоит в следующем: расстройство речи обычно не является самостоятельным недугом, а лишь симптомом какого-либо заболевания или аномалии (олигофрении, тугоухости, глухоты, раннего детского аутизма, временной функциональной темповой задержки и др.). Поэтому важно выявить причину патологии: она доброкачественная или требует немедленного медикаментозного и логопедического вмешательства.

Нюансы обследования

Возможные нарушения речи следует начинать выявлять на предречевой стадии развития ребенка еще в родильном доме.

Задержку речевого развития в неонатальном периоде можно определить по таким симптомам:

  • патологии артикуляционного аппарата – слабый тонус мимических мускулов, мышц губ и языка, слишком большой размер последнего, аномальная форма твердого неба, укороченная подъязычная связка;

  • нарушения зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности;

  • дыхание аритмичное, не очень глубокое;

  • голос слабый, без интонаций, монотонный;

  • позднее появление положительных эмоций, проблемное установление эмоционального контакта, отсутствие потребности общения, интереса к окружающему миру.

У каждого специалиста-логопеда и психолога есть своя методика диагностики, которая вырабатывается им самим в ходе практической работы, но в ее основе обязательно лежат классические способы. В нее могут входить разные показатели общего и речевого развития ребенка, а их вид и количество показателей общего и речевого развития зависят от квалификации специалиста и цели обследования.

Работа логопеда начинается еще до того, как малыш заговорит, чтобы не пропустить самый благоприятный период. Если родители пропустили самый лучший момент в развитии ребенка и привели ребенка с речевым нарушением в возрасте от четырех лет к специалисту, то коррекция предстоит долгая и весьма тяжелая, к тому же, нет гарантии добиться успеха.

Еще раз отметим: ранний возраст является наиболее подходящим периодом для исправления патологий речи в силу пластичности психики маленького пациента и особо тонкой чувствительности к психолого-педагогическому воздействию.

При проведении диагностики специалисту нужно дифференцировать упомянутые выше нарушения речевого развития. Это даст возможность объективно оценить выраженность патологии, ее стойкость и на основании этого разработать план коррекционных мероприятий. Так, один ребенок отказывается говорить, потому что не хочет – виной этому издержки воспитания и педагогическая запущенность, поэтому предстоит психологическая работа с ним и его родителями. А если имеется органическое поражение головного мозга, то с малышом будет заниматься логопед, проводя стимуляцию речевого развития.

Родителям на заметку (домашняя диагностика)

Симптомы нарушений речи, как уже говорилось, проявляются у малышей с момента появления на свет. Так, первые крики новорожденного свидетельствует о состоянии его центральной нервной системы, играющей значительную роль в развитии речи. По их интонированию можно определить, почему малыш плачет: хочет есть, испытывает дискомфорт от мокрых пеленок, болит животик, соскучился. Насторожить мать должен слабый крик, немодулированный, монотонный, без оттенков.

Плохой сигнал и отказ ребенка от грудного вскармливания. Причиной этого могут быть ослабленные мышцы (жевательной мускулатуры, круговые рта, удерживающие нижнюю челюсть, участвующие в сосании) из-за пареза губ, одностороннего или двустороннего. Поэтому рот малыша постоянно приоткрыт, он захлебывается молоком, часто отрыгивает. Если у него парез язычного нерва, то голос имеет некоторую гнусавость.

Неврологические симптомы во младенчестве:

  • сглаженные носогубные складки;

  • напряженность ручек;

  • вялый язык

  • слабость глазодвигательных нервов – ребенок не в состоянии следить за яркой игрушкой.

Что касается последнего пункта, то это свидетельствует о поражении определенных структур головного мозга, что также отрицательно сказывается на речевом развитии.

Признаками речевых нарушений у малыша являются:

  • задержка гуления;

  • позднее появление лепета, его бледность и фрагментарность, некоторая назальность, отсутствие интонаций. Последнее может компенсироваться выразительностью взгляда;

  • отсутствие обращения к родителям.

Говорить фразами ребенок начинает к трем годам, хотя, согласно норме, должен в полтора года.

Ярко выраженные нарушения речи у детей 1,5–2,5 лет связаны с отставанием в развитии и недостаточно сформированным артикуляционным аппаратом. Четырехлетки и чуть старше замечают недостатки своей речи сами и часто начинают переживать о таком своем изъяне, стесняясь говорить или избегая слова с трудными для них звуками. Из-за этого они обычно плохо коммуницируют с окружающими, отличаются нервностью и пассивностью.

Мама может сама обследовать общее состояние речи, фонематический (речевой) слух своего чада и произношение, а уже потом искать пути устранения ее недостатков.

Начинать нужно со знакомых и простых тем: спросить ребенка, во что он играл в своей комнате, попросить перечислить игрушки, что он видел во время прогулки. Можно предложить пересказать сказку, которую ему читала бабушка, или продекламировать выученное ранее стихотворение.

Далее можно перейти к более глубоко работе. Для этого придется собрать в мешочек и попросить ребенка доставать и называть картинки (игрушки) со сложными звуками в разных частях слова:

  • [Л] – дятел, лук, елка, волк;

  • [Ч] – мальчик, ночь, черепаха;

  • [Ш] – кошка, шуба, душ;

  • [Р] – рак, корова, ковер.

Чтобы лучше понять, с каким точно звуком у ребенка возникают затруднения, придется задать несколько вопросов, построив их так, чтобы в ответе обязательно было слово с ним.

Фонематический слух проверяется таким образом: сказать что-то с неправильным произношением. Не очень хорошо, если ребенок не заметит этого и сам не осознает, что допускает похожие ошибки.

Все данные обследования целесообразно записать, внеся в тетрадку список неправильно произносимых звуков и особенности речи (пропуск звуков, их замена, смягчение согласных и т. д.). Это поможет проводить коррекцию в домашних условиях.

Стойкий дефект произношения проявляется в неразборчивости речи – как будто во рту каша. Ошибочное решение ждать, пока ребенок «выговорится», сыграет злую шутку. Упустив время, в дальнейшем можно усложнить коррекцию или вообще оставить человека на всю жизнь с такой проблемой.

При невозможности самостоятельной диагностики или исправлении нарушений речи нужно обратиться к логопеду. Он владеет специальными методиками и приемами, позволяющими провести грамотное обследование и корректирующую работу, учитывая особенности конкретного ребенка.

Советы

К сожалению, многие родители обращаются за помощью по поводу проблем с речью, когда сензитивный, то есть, наиболее продуктивный период развития ребенка упущен – после пяти лет в лучшем случае. Такая, мягко говоря, неприятность, откладывает негативный отпечаток и на способность ребенка обучаться чтению и письму. Между тем если быть внимательным, то мама способна сама выявить факторы, указывающие на наличие патологии, и вовремя принять меры.

Специалисты (педиатры и логопеды) рекомендуют родителям уделять малышу побольше внимания, играть с ним, заниматься упражнениями, делать массаж. В первый год жизни обязательно нужно развивать мелкую моторику, так как ответственные за движения рук центры коры головного мозга находятся в непосредственной близости к тем, что отвечают за артикуляционные. В последних задействованы язык, мягкое небо, нижняя челюсть, губы. То есть, при развитии мелкой моторики идет активная подготовка пока неговорящего ребенка к речи.

На вооружение в этом случае можно взять народные бабушкины «рецепты» в виде нравящихся малышам несложных игр «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-белобока кашку варила», «Маленькие ножки шагают по дорожке» и т. д.

Кроме развивающих ручную моторику практик, нужно тщательно массировать малышу кончики пальцев винтовыми движениями влево и вправо. Снежной зимой руки можно растирать снегом – такая гипотермия улучшит их кровообращение и стабилизирует тонус мышц.

Ребенку, который еще не начал говорить, необходимо общение с близкими людьми. Хороший знак, если он узнаёт их по голосу, следит глазами за шевелящимися губами взрослых и даже пытается ответить, поворачивает голову на свое имя. Все это развивает слуховое восприятие, умение различать звуки, речевые навыки.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок