Психический инфантилизм (от infantilis — детский в переводе с греческого) – состояние, при котором ребенок сохраняет некоторые характерные черты младенческого поведения на более поздних этапах своего развития. Это физическая и психическая незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии при неправильном воспитании (тревожно-мнительном и эгоцентрическим) или других факторах приводит еще и к проблемам адаптации в обществе.
Обусловлена данная патология отклонением в формировании психических процессов и психологических функций, которые обычно должны меняться и совершенствоваться с возрастом. Причинами этого является генетика, влияние на организм будущей матери инфекций и токсичных веществ, гипоксия и асфиксия плода при родах, эндокринно-гормональные факторы.
Задержка эмоционально-волевого развития, поведение, похожее на действия очень маленького ребенка, неспособность принимать самостоятельные решения и соответствовать принятым в обществе нормам называют психическим инфантилизмом. Среди населения мира с таким диагнозом насчитывается 1,6%, среди которых почти одинаково людей обоего пола.
Первое упоминание инфантилизма появилось в научной литературе в 30–40 годы девятнадцатого века. Так описывали взрослых людей, оставшихся на всю жизнь детьми. Тогда ученые посчитали, что это результат врожденной патологии щитовидной железы, сильной интоксикации или инфекционного заболевания, перенесенного человеком в раннем возрасте. Позже его стали относить к симптомам психических расстройств – затяжного психоза, шизофрении, старческой деменции.
В данное время психический инфантилизм считается самостоятельным заболеванием, в МКБ-10 относится к расстройствам типа зависимой личности и обозначается кодом F60.7. Задержкой умственного развития он не считается, а современные клиницисты так описывают детей с такой патологией:
овладевают речью в общепринятые сроки, формулируют мысли и говорят фразами, вполне понятными окружающим;
хорошо обучаются чтению, письму, арифметике;
радуются познаниям и окружающему миру.
При этом ребенок с психическим инфантилизмом совершенно не может существовать в коллективе ровесников в детском саду и школе, его поведение остается на уровне малыша. Например, мальчик 10 лет ведет себя так, как будто ему 8 (и даже меньше), у него отсутствуют элементарные социально-бытовые навыки, затруднено общение со сверстниками, которые более самостоятельны и могут во многих ситуациях уже обходиться без вмешательства взрослых. Наблюдается также чрезмерная наивность.
По мере взросления детскость закрепляется в манере поведения и на этом фоне развивается истерический невроз. Придя в школу, ребенок не может приспособиться к реальности, он все время находится в стрессе, что приводит к хронической его форме, а потом и к психопатии. Вот на этой стадии уже хорошо видно, что инфантилизм – все же расстройство психики.
Данное расстройство личности у ребенка диагностируется по таким симптомам:
эмоциональная неустойчивость – плаксивость, неспособность контролировать эмоции, частые истерики;
в речи использует детские формы слов, их запас упрощенный, поэтому говорит хуже сверстников;
несамостоятельность, зависимость от взрослых – сильно привязан к родителям и другим родственникам, боится их потерять;
ограниченные интересы – любит играть в игры, предназначенные для детей младше возрастом;
эгоцентризм – уверенность, что все крутится вокруг него и все должны учитывать только его интересы;
проблемы с социализацией – предпочитает быть в одиночестве, избегает коллектива одногодок, но с младшими находит общий язык;
непоследовательность, импульсивность – бросает дело, не доводя его до конца, и начинает новое;
проблемы с обучением – плохая концентрация внимания, с трудом выполняет домашние задания, поэтому отстает с успеваемостью;
отсутствие ответственности – обвиняет других в любой неприятности, проступке, не самосовершенствуется.
Самыми частыми факторами того, что у ребенка проявляются не соответствующие возрасту психологические и эмоциональные реакции, являются:
генетические (наследственные) особенности характера;
нарушение развития в утробе матери
неврологические и психические заболевания;
сбой в работе эндокринной системе, приводящий к дисбалансу выработки гормонов;
детские психоэмоциональные травмы – насилие, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.;
гиперопека – родители, решая за малыша все проблемы, не учат его самостоятельности и умению преодолевать жизненные трудности;
недостаточное внимание со стороны взрослых членов семьи, игнорирование чувств и желаний ребенка;
ограничение общения со сверстниками, отсутствие друзей.
Появляется психический инфантилизм из-за недостаточного развития структур головного мозга и префронтальной коры, ответственных за эмоции и социальное поведение, планирование, решение задач. Замешано могут быть также нарушение нейронных связей.
Множество специалистов считают детскую травму или стресс главной причиной психического инфантилизма у взрослых. Они утверждают, что регрессируя в детство, взрослый человек возвращается в прошлое, где ему было спокойно и безопасно. Это играет адаптационную роль, так как является барьером для «современного» страха или боли, но в то же время мешает и самому индивиду и окружающим его людям.
Основатель психоанализа выдвинул такую концепцию, признанную большим количеством психиатров. В одной из своих ранних работ он писал об «инфантильной сексуальности», то есть что опыт из детства играет большую роль в формировании личности.
Согласно доктору Фрейду, в психосексуальном развитии ребенка важна его способность преодолеть так называемый эдипов комплекс – влечение к родителю противоположного пола и соперничество с однополым за привязанность к нему. Этот этап дети проходят в 3–5 лет. В норме, если такое влечение со временем перерастает в уважение и любовь, но если данная стадия пройдена неблагополучно, то у ребенка возникает чувство стыда, вины, обиды. Это остается с ним и когда он становится взрослым, проявляясь в инфантильном поведении.
Подразделяют рассматриваемую патологию на несколько видов по таким признакам:
происхождение – приобретенная (последствия неправильно воспитания, пережитого стресса, травм) и врожденная (переданная генами или вызванная нарушениями развития плода в утробе матери);
степень тяжести – легкая (проявляется незначительно), средняя (несколько хорошо заметных симптомов, мешающих ребенку адаптироваться в социуме), тяжелая (яркие проявления инфантилизма).
Существует классификация и по доминирующим симптомам:
эмоциональный – ребенок излишне чувствителен, неадекватно реагирует на стрессовую ситуацию, гипертрофированно выражает эмоции и не может ими управлять;
социальный – зависимость от мнения других людей, наблюдается неспособность или нежелание самостоятельности, трудности коммуникации с ровесниками, нежелание поддерживать с ними отношения, дружить;
поведенческий – манера поведения как у малыша, игривость, безответственность;
когнитивный – с трудом анализирует ситуацию, не может планировать, самоорганизоваться, избегает ответственности;
зависимый – слишком зависит от родителей в повседневной жизни, выполнении простых дел, принятии решений;
регрессивный – «откат» в младший возраст происходит в конфликтных и стрессовых ситуациях;
пассивно-агрессивный – выражает свои эмоции и чувства через манипуляции, косвенные или пассивные;
дисгармоничный – особых отклонений в эмоциональной сфере нет, но имеются черты детского характера, негативно не влияющие на жизнь.
Повзрослевший инфантил в подростковом возрасте ведет себя как маленький ребенок, и это уже не выглядит мило. Он совершенно несамостоятелен, бездумно принимает опрометчивые решения, в любых случаях перекладывает вину с себя на других (хоть и полностью виноват), его суждения поверхностны и наивны, поручения выполняет безответственно.
Все будет гораздо хуже, когда такой ребенок станет совершеннолетним, а потом и взрослым человеком. Поэтому необходимо при первых же признаках психического инфантилизма у ребенка принимать меры к его искоренению. Для этого стоит обратиться за консультацией к психологу, который займется решением проблемы с помощью особых методик. Он при необходимости привлечет к работе других специалистов, например, психоневролога. Такой врач может назначить ребенку препараты, улучшающие внимание, память и работоспособность.
Лечение психического инфантилизма обычно включает комплексный подход, включающий психотерапию, психологическую коррекцию и, если это нужно, медикаментозную терапию. Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным, учитывая все особенности его психического развития и окружающей среды.
Мамы и папы должны нести ответственность за детей воспитывать их, но не осуществлять над ними тотальный контроль, все за них делать и не давать возможности действовать самостоятельно. Родители обязаны передать жизненный опыт своему чаду, научить правильно анализировать ситуацию, принимать решения, не бояться нового, привить необходимые навыки. Излишне опекать взрослеющую личность, все запрещать – плохое решение, как и потакать.
Родителям следует помнить: инфантилизм развивается на фоне таких крайностей, как вседозволенности и жесткие ограничения.
Если малышу многое прощается в силу возраста, то уже в старших классах школы ребенок должен уметь то, что ему понадобится в бытовой сфере и общественной жизни.
У ребенка должно быть право выбора сообразно его возрасту. Например, нелишним будет спросить у дошкольника, манную или гречневую кашу он будет на завтрак.
Нужно также дать ребенку понимание обязанностей. Малыша следует научить складывать на предназначенное место игрушки, ученик средних классов уже должен прибираться в своей комнате. Границы и зоны самостоятельности должны расширяться по мере взросления, требования к родительской заботе снижаться, а критичность по отношению к себе и оценка прогноза ситуаций – расти.
Родителям для правильного восприятия окружающего мира ребенком сообразно возрасту нужно:
создать условия для самостоятельного принятия решения;
научить взвешивать «за» и «против», просчитывать ситуацию в перспективе;
не вмешиваться в принятие решений – пусть учится на своем опыте, но при этом внимательно наблюдать и вторгнуться в случае большого риска. Психически полноценная личность в итоге получается, если доверять малышу, разрешить ему ошибаться, но потом нужно вместе разобрать ситуацию и находить правильное решение.
не высмеивать и не критиковать, даже если позиция ребенка видится смешной и нерациональной.
Если у ребенка уже появились черты инфантилизма, то обращаться с ним нужно осторожно. Внушать ему какие-то строгие правила и что-то резко запрещать нельзя. То же самое с наказанием и угрозами.
Действовать следует ненавязчиво, учитывая интересы ребенка. Так, если он любит играть (в транспорт, больницу и т. д.), то опору делать на такое пристрастие. В каждой ситуации ему предназначается роль положительного героя, а в сюжете игры родителям нужно исподволь высмеивать эгоизм, трусость, безответственность, непродуманность действий. В процессе ребенок получает навыки действовать по обстановке.
Так как инфантилу больше нравится быть в обществе детей младше себя, побуждайте и поощряйте его общение с однолетками, учите сотрудничать с ними, улаживать конфликты, прощать обиды. Помогайте понять ошибки, разъясняйте их последствия, побуждайте к преодолению трудностей, поддерживайте, радуйтесь вместе с ним, если все закончилось благополучно, и разбирайте, если нет.
Инфантильные дети легко внушаемые и слабовольные, поэтому нужно следить, чтобы они не попали под негативное чужое влияние, в плохую компанию. Занять рационально время помогут спортивные кружки, творчество, чтение и т. п.
Нужно поощрять в ребенке стремление к самостоятельности и ответственности. Это очень важно при воспитании мальчиков, где огромное значение имеет влияние отца.
Важно: нельзя допускать расхождений в требованиях, которые предъявляют родители, другие члены семьи, школа. Ребенок постоянно нуждается во внимании со стороны взрослых, и они не должны его проглядеть, а всячески помогать взрослеть.
Итак, у детей психический инфантилизм не является неизлечимым состоянием. Своевременное обращение за помощью со стороны родителей или опекунов, а также профессиональная поддержка специалистов и родителей может помочь ребенку преодолеть эти трудности.
Сочетание терапии, психологической коррекции и индивидуального подхода помогает ребенку преодолеть трудности, отставание в личностном развитии и нормализовать психику, открывая возможности для полноценного и гармоничного развития.