Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Причины агрессии у ребенка и что делать взрослым

«У сына (дочери) приступы агрессии» – такие слова из уст родителей довольно часто можно увидеть на специализированных форумах.лев.png Такая форма нарушения поведения нередка среди детей младшего возраста, школьников. Это раздражает взрослых и приносит множество проблем ребенку и окружающим. Она может выражаться словесно или физически, но в любом случае направлена на причинение вреда другим людям.

Родителям нужно правильно реагировать на подобные проявления и принимать меры к их купированию, так как если не обращать внимания, то можно способствовать формированию у своего чада определенного деструктивного отношения к окружающим и мировоззрения.

Особенности детской агрессии

Специалисты считают детскую агрессию реакцией на невозможность совершить то, что (или как) хочется, то есть неудовлетворением потребностей ребенка – так он заявляет о них.

Подобное поведение довольно разнообразно. Самое частое – возмущение, у малышей оно сопровождается криком, а у детей более старшего возраста – злостью. Кроме вербального проявления, есть и физическая активность, направлена которая на причинение вреда находящимся рядом людям (детям-сверстникам и старше, взрослым), животным, предметам. Так, ребенок, разозлившись, может внезапно толкнуть собеседника, пнуть собаку, бросаться игрушками или ломать их, и т. п.

Однако психологи утверждают, что высвобождение неудовлетворенных чувств у ребенка имеет и положительную коннотацию. Через агрессию он проявляет свое упрямство, настойчивость, целеустремленность, что потом ему помогает адаптироваться в непростом взрослом мире.

Взрослые очень редко реагируют на выходки своего чада спокойно: у них, как говорится, не выдерживают нервы, и они «закипают». Их гнев может быть довольно сильным, но лучше подостыть перед тем, как наказать или ввести санкции за непозволительное поведение.

Встречаются следующие виды агрессии:

  • прямая (нападение). Ребенок выбирает такой вариант, если «оппонент» слабый ровесник или младший брат;

  • защитная – отказ от общения, каприз, апатия. Применяется к сильному сопернику – воспитателю, родителю, педагогу;

  • косвенная. Гнев вымещается на доступных объектах – животных, предметах, слабых людях;

  • пассивная. Действия производятся в мыслях, фантазиях, сам ребенок отказывается что-то делать, саботирует или выражает молчаливый протест;

  • аутоагрессия – направлена на себя же. В происходящем малыш обвиняет себя же, а когда подрастет, то способен нанести самоповреждение.

Поощрять агрессивные действия не стоит, чтобы не усугублять, хотя и запрещать категорически тоже не рекомендуется: это сделает малыша закомплексованным, замкнутым, нервным. Перед родителями стоит такая главная задача: объяснить ребенку, как можно контролировать свои чувства и переформатировать агрессию в чувства, полезные для морального и физического состояния.

Довольно часто родители ошибочно принимают за агрессию попытку малыша исследовать мир, стремление добиться какого-то результата, не замечая ничего, что этому мешает. Но в этот момент он не раздражен и не злится, а просто упорно движется к цели.

Причины

Появлению детской агрессии способствуют такие факторы.

Ограничения

Естественно, что малыш, активно познающий мир, постоянно сталкивается с ограничениями: это обычное строгое «нельзя», «не трогай», «не мешай» и т. д. Чаще всего не удовлетворяются такие его потребности:

  • в любви родителей и внимании с их стороны. Ребенок просит уделить ему время, поиграть, делать что-то вместе, но взрослым некогда, они заняты своими делами;

  • в познании окружающей действительности – малыш очень интересуется розетками, стеклышками, горящим огнем, в общем, всем, что может быть для него опасным;

  • в продолжении интересного времяпрепровождения – игре, прогулке, пребывания в песочнице, выгребании содержимого ящиков;

  • в активном движении – ребенку все время хочется побыстрее и подальше убежать, залезть повыше.

Темперамент

Вообще, агрессивность (от aggressio — нападать с латыни) есть в каждом человеке, то есть, она заложена природой и сделала значительный вклад для его эволюции. Однако проявляется она у индивидов по-разному, в соответствии с типом нервной системы:

  • флегматики терпят довольно долго, но когда их достают, то мало никому не покажется;

  • холерики мгновенно возбуждаются, действуют при этом весьма эмоционально – реагируют на выходку быстро, начинают кричать, могут толкнуть или стукнуть;

  • сангвиники, хоть и не особо склонны к агрессии, но если нужно – за себя постоят;

  • меланхолики ранимы и впечатлительны, поэтому они постараются вести себя так, чтобы никто на них не обращал внимания, даже если обижен.

Темперамент – это врожденный тип нервной системы, влиянию извне (воспитание и окружение) он не поддается и с течением жизни меняется слабо.

Подражание взрослым

Причиной агрессии ребенка может быть и копирование поведения родителей и других взрослых. Ее обычно проявляют те дети, в семьях которых на враждебную ситуацию, как правило, реагировали именно так.

Недостатки воспитания

Ребенок уступчивых родителей постепенно привыкает добиваться желаемого результата, применив агрессию, и подобное поведение становится стереотипным. Если взрослые в выполнении такого «хотения» чуть замешкаются, то их чадо сразу же начинает демонстративно злиться, кричит, топает ногами, может в ярости что-то бросить в родителей. Сначала он поступает так только дома, а потом – и в общественной среде (двор, детский сад и т. д.). Эта манера закрепляется и становится свойством личности, что приносит множество хлопот уже выросшему, взрослому человеку, и вводит в шок окружающих посторонних людей.

Еще один вариант ошибки в воспитании – эмоциональное отторжение ребенка родителями, негативное или пренебрежительное отношение к нему (со стороны матери особенно сильно влияет на мальчиков). Отсутствие тепла и ласки рождает страх, а он, свою очередь, агрессию.

Эмоции и другие причины

Как и взрослый, ребенок проявляет отрицательные эмоции, если его потребности не удовлетворены. Они могут быть разными, а обуздать он их пока не в состоянии.

Выплеснутые эмоции зависят от психологических особенностей личности и темперамента: тревога, гнев, ярость, страх.

Спровоцировать агрессивное поведение ребенка может:

  • заниженная самооценка;

  • слабость игровой деятельности;

  • низкий уровень саморегуляции;

  • недоразвитость интеллекта и навыков общения;

  • неспособность коммуницировать со сверстниками.

Возрастные особенности

Начинает проявляться агрессивное поведение у малышей, которым около года, когда он учится ходить и, наконец, замечает, что мама ему полностью не принадлежит, а это ему трудно понять.

Малыш может не выполнять просьбы и запреты, кусаться, плеваться, замахиваться на взрослых и даже ударить. Его слово «нет» в этот период – средство самоутверждения, сопротивления и достижения цели. Это буквально сводит с ума родителей.

Следует понимать, что упомянутые выходки – вовсе не злость, а проявление недовольства, хотя иногда излишне эмоциональные. Поэтому не нужно это считать настоящей агрессивностью.

В этом возрасте ребенок полностью зависит от взрослых, от их мнения, опирается на них, разбираясь со своими чувствами. Он не понимает, что ведет себя плохо, ведь пока не знает установленных правил поведения.

Когда родители не ругают малыша, не говорят, что он плохой, если ведет себя таким образом, а вместе с ним изучают его поступки, то малыш прислушивается к себе и получает навыки саморегуляции.

С 2 до 5 лет у ребенка возникают первые серьезные проблемы со сверстниками на детской площадке, в детском саду. Договариваться маленький агрессор не умеет, поэтому, например, в песочнице, чтобы получить желаемое, может стукнуть другого ребенка, отобрать у него лопатку, толкнуть.

В 3–4 года появляются такие признаки агрессии, как упрямство, фырканье, нытье, а к пяти – визг или крик, драки. Все это идет в ход, чтобы добиться цели.

Специалисты советуют мамам в этот период находиться рядом с ребенком как можно ближе: это позволит и защитить объект агрессии и своего малыша от возможного негатива со стороны окружающих. Со временем он научится «бескровно разруливать» обстановку в песочнице, но пока родителям надо быть начеку.

К сожалению, воспитатель в детском саду за всеми детьми уследить не может. Воспитанник с высоким уровнем агрессивности себя отстоит, а как же быть тому, у кого он низкий? Выход тут такой: к моменту поступления в детсад малыш должен иметь опыт общения с ровесниками, а если с этим не получилось, то следует его научить «охранительным» реакциям – закричать, позвать на помощь.

К пятому году жизни ребенок уже усвоил такие элементарные понятия, как хорошо и плохо, что можно и нельзя. Теперь он осознает, что физическая агрессия – это скверно, и оценивает ситуацию по таким критериям: заметят или не заметят, накажут ли. Если есть риск, что взрослые увидят такое поведение, то ребенок выбирает более безопасный способ добиться своего: угрозы, наушничество, обзывания, подначивание.

В 7–8 лет ребенок очень похож на трехлетнего: не хочу, не буду, я сам. Однако причины поведения в этот период другие: он сомневается во внушаемых ему правилах. Например: почему старшему брату разрешают ложиться спать позже, почему тетенька переходит дорогу на красный сигнал светофора, а мы ждем зеленый? Кроме этого, у ребенка формируется мнение, что он не такой, как остальные люди, и поэтому правила для них не распространяются на меня.

Родителям придется все правила объяснять заново, но уже на другом уровне восприятия – понимания их необходимости, а не потому, что папа так сказал.

Половые различия агрессивности

Заблуждением будет считать, что мальчики агрессивнее девочек. Первые просто ведут себя более откровенно, грубо, позже начинают контролировать себя. Агрессия у них яркая и не выбирает цели, а «бьет по площадям». Ну а последних сдерживает то, что из-за стереотипов общества считают, что представительницам слабого пола нельзя проявлять агрессивность, поэтому их раньше учат ее сдерживать. Выглядит это так: если мальчик пожалуется, что его обидели, взрослые дадут совет дать сдачи, когда как девочку в похожей ситуации скажут отойти в сторону.

Конечно, девочки, как правило, натуры тонкие, они очень впечатлительные и с огорчением воспринимают грубую физическую силу. Поэтому им свойственно заменять агрессию вербальной, а некоторые очень рано учатся сарказму и иронии, которые маскируют ее. Самое интересное, что последнее вроде бы мягче, но зато очень сильно бьет, то есть малозаметно, но зато высокоэффективно.

А еще девочки выступают заводилами в группе: они подстрекают мальчиков на драку, а потом смотрят на драку со стороны.

Отличия нормальной агрессии от патологической

Приступы агрессии у детей происходят в кризисные периоды жизни, когда происходят изменения личности, приводящие к трудностям в общении со взрослыми. О таких пиковых этапах упоминалось выше: 2–4 года и 6–7 лет.

Агрессия в норме направлена на того, кто стал ее причиной, а патологией считается, если она нацелена не избирательно, ребенку все равно, кто перед ним находится, не продуманы ее последствия. То есть, он просто сбрасывает накопленное напряжение.

В детском возрасте патологическое агрессивное поведение является симптомом гиперактивности, эмоциональных нарушений, расстройств поведения, и требует вмешательства семейного врача, психолога или психотерапевта.

К таким специалистам стоит обратиться, если ребенок не только ведет себя агрессивно, но и:

  • получает удовольствия от вызываемых им же самим конфликтов со сверстниками или детьми постарше;

  • не чувствует вины после нанесения вреда предметам и живым существам;

  • сильно нервничает, если что-то не соответствует его требованиям;

  • совершает необдуманные поступки, нарушающие правила при дружелюбности.

Что делать: рекомендации

Советы психолога родителям, у которых агрессивный ребенок, стары как мир. Самая лучшая микстура – любовь. Ваше чадо должно быть на сто процентов уверено: вы всегда будете на его стороне, поддержите и защитите в трудную минуту.

Ребенку всегда нужно уделять много внимания, и особенно это касается моментов, когда он чем-то удручен, у него плохое настроение. Поговорите с ним, постарайтесь узнать причину, вместе проанализируйте ситуацию и подумайте, как ее можно изменить в лучшую сторону.

Психологи настаивают: ребенку нельзя подавлять эмоции, пусть даже негативные. Предложите ему нарисовать, что его огорчает или злит, а потом попросите разорвать лист с рисунком. Этот прием отпускает негатив. Можно вместе отправиться на прогулку в безлюдное место и там дать возможность малышу выплеснуть злобу рыданиями и криком – посторонние ничего не увидят.

Имея право на выражение агрессии, ребенок не должен ругаться или бить кого-либо. Ему нужно говорить, что сердиться можно, а остальное – неприемлемо. Для безопасного выплеска агрессии нужно придумать допустимый способ, не предполагающий наказания:

  • пинать подушку, стены, диван;

  • выражать словами то, что происходит, свои переживания, что ему не подходит, не нравится и как он хочет;

  • сидеть в одиночестве – это подходит интровертам, так как им нравится переживать трудности без вмешательства окружающих.

Устанавливая правила в семье, целесообразно делать акцент не на запретах, а на разрешениях: нельзя драться, а лучше дружить, играя вместе, меняясь или даря игрушки. Нужно научить ребенка разбираться в ситуации, договариваться.

Меняться игрушками следует учить малыша с того времени, как только вы стали выводить его на детскую площадку. Интересный момент: какие бы классные у него ни были игрушки, все равно очень хочется чужую. Этим можно воспользоваться, чтобы предложить обмен. Сразу понимания такой бартер не получит, но потом все наладится, причем малыш еще и поймет, что чужие вещи нужно ценить, да и свои тоже.

Важное замечание: встречаются дети, на обменнеготовые. Их просто этому не научили, но они и не обязаны такое делать. С этим придется смириться, когда ваше чадо научится делиться своим игрушками.

Далее обучение переходит к очередности. Аттракционы на площадке предназначены для всех, поэтому узурпировать их нельзя. Конечно, ребенок хотел бы пользоваться качелей, горкой или лазательными приспособлениями в одиночку долговременно, но его нужно убедить в том, что надо делиться. Можно сказать: «Ты качаешься на качели, пока я досчитаю до десяти, а потом столько же качается другой ребенок», и так по несколько раз.

Избыток энергии и негативные ощущения отлично устраняют активные виды спорта: баскетбол, бокс, футбол, плаванье, теннис и т. д.

Родителям нужно следить, что смотрит ребенок в телевизоре и мониторе ПК: нельзя допускать, чтобы он видел сцены жестокости, так как эта прямая мотивация к агрессии.

Папа и мама для малыша – пример для подражания, поэтому им нужно на собственном примере показать – злым быть плохо. Родителям следует тщательно следить за своей лексикой и поведением. В семье должна царить дружелюбная атмосфера.

Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, а если заметите изменение настроения в сторону негатива и нарастающее напряжение, постарайтесь каким-либо способом эту ситуацию нейтрализовать. Если сразу не среагировать на хнык, маленький каприз, то можно получить полноценную истерику.

И в заключение необходимо еще раз напомнить: агрессивность у детей не является желанием причинить боль кому-то и не просто враждебность, а механизм для удовлетворения желания, адаптации, достижения цели. Ребенка нужно научить жить с ней в согласии, управлять и контролировать ее. Только тогда она не будет доставлять никому проблем, и помогать добиваться цели.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок