Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Кто такой клинический детский (и подростковый) психолог, как найти хорошего специалиста в Москве

В мире увеличивается количество детей, которым диагностируют невроз, отклонения в развитии, проблемы с психикой. Родителям pexels-yan-krukau-8612973.jpgнеобходимо побеспокоиться относительно психологического благополучия своего ребенка и, при первых же намеках на проблему, обратиться к детскому психологу лучше с медицинским образованием. Ведь именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития здоровой личности.

Особенности

Клиническая психология детского и подросткового возраста занимается изучением всех нарушений развития психики, которые могут быть спровоцированные свойствами нервной системы, психосоматикой, болезнями, а также условиями социальной среды. Причина бывает разной и неожиданной, а поэтому специалист принимает во внимание все биологические и социальные факторы. Только так он сможет точно поставить диагноз и назначить необходимую терапию.

Данное направление связано с педагогикой, медициной, дефектологией, а также такими направлениями, как:

  • патопсихология – определяет признаки и специфику всех нарушений психики. Они могут проявиться в результате диагностирования психологических заболеваний, нарушений функциональности мозга и условий жизни;

  • нейропсихология – изучает, как механизмы мозговой деятельности влияют на психику, а также на развитие в раннем возрасте. Благодаря этому можно определить проблему и проводить коррекционную работу;

  • специальная психология – специалист смотрит на развитие ребенка с учетом неблагоприятных факторов, в которых он находится;

  • детская психосоматика – помогает понять влияние стрессов и травмирующих событий на здоровье, поведение, эмоции;

  •  психокоррекция и психотерапия – применяются методы и техники работы, которые помогают оценить развитие в соответствии с возрастом, сделать правильное заключение, проводить коррекционное воздействие.

Разновидности деятельности детского психолога

Обычно клиентами такого специалиста являются как малыши от года, так и подростки 12–13 лет, до 18 лет. Клинический психолог первым делом проводит анализ, а затем ищет пути решения проблемы.

Основные виды его деятельности следующие:

  • диагностика. Для определения проблемы используются такие методы, как наблюдение, тестирование, опросы, проективные методики. После проведенного анализа выставляется объективная оценка уровня развития ребенка;

  • коррекция. Необходимо улучшить определенные навыки или скорректировать поведение ребенка – сконцентрировать внимание, развивать память, научить социальным навыкам, которые необходимы для хорошей коммуникации с людьми и т. д.;

  • консультации родителей. Детский психолог консультирует и показывает, какие особенности в развитии у их ребенка, подсказывает, что нужно предпринять в работе с такими нарушениями;

  • психотерапия. Проводятся индивидуальные, групповые, семейные консультации, направленные на решение проблемы. В работу может включаться вся семья.

Стоит отметить, что детский медицинский психолог (и подростковый) не ставит психиатрические диагнозы. Этим занимается психиатр, психотерапевт или невролог. Его работа больше направлена на то, чтобы создать эмоциональный комфорт ребенку, скорректировать, имеющиеся отклонения. Но работа детского психолога может быть в тандеме с тем же психиатром, если того требует ситуация.

Консультация психолога ребенку любого возраста, в том числе и подростку необходима в следующих случаях:

  • часто ведет себя агрессивно и раздражительно. Постоянно/периодически кричит, бьется, бросает игрушки, истерит;

  • появилась несвойственная ему замкнутость, испытывает трудности в общении с одногодками и взрослыми, избегает любых контактов;

  • постоянно жалуется на возникающее чувство страха и тревоги. Возникают устойчивые страхи ситуаций, мест или же определенных предметов (фобии), например, формируется страх темноты, воды, отказ от посещения детского сада или школы;

  • появились проблемы со сном, например, чрезмерная сонливость, бессонница или сложности при засыпании;

  • есть проблема в общении со сверстниками, взрослыми;

  • заметны отставания в развитии речи, мышления, памяти.

Внимания также заслуживает, если сильно меняется эмоциональное состояние и ребенок чаще находится в грусти, чем в веселом состоянии. Он теряет интерес к играм и тем занятиям, которые раньше приносили ему удовольствие, может плакать без видимых на то причин.

Психологу требуется выполнить следующие задачи:

  • определить нормы психических функций детей разного возраста;

  • оценить тот уровень психики, на котором находится конкретный ребенок;

  • скорректировать все выявленные нарушения, принять необходимые меры для сохранения, а также укрепления здоровья своих пациентов;

  • тщательно изучить поведение ребенка, его общение в семье, в школе, со сверстниками;

  • на основе полученных данных (относительно психической деятельности) составляется прогноз будущего пациента.

Особенности работы

Медицинский психолог для детей (подростка) в Москве выполняет следующее:

  • проводит диагностику. Процесс проходит с использованием бесед, метода наблюдения, сбора информации от самого ребенка и его родителей. Специалист должен получить максимально полную картину эмоционального состояния своего пациента, его уровня развития, обучения, воспитания. Он может использовать различные тесты, техники и приемы для определения состояния;

  • обработка и планирование. На основе полученной информации специалист прорабатывает пути решения проблемы. Это могут быть патопсихологические, нейропсихологические, психосоматические подходы. В первом случае внимание уделяется нарушениям психологических процессов, приводящих к патологии. Психотерапия в этом случае направлена на устранение симптомов расстройства. Нейропсихологический подход применим при соответствующих нарушениях развития человека;

  • работа детского психолога сводится к коррекции и развитию плохо сформированных психических функций. Используются также тренинги по развитию нужных навыков, коррекционные упражнения, а также техники, которые помогают улучшить работу мозга. Психосоматический подход применим, если проявляются физические симптомы в виде болей живота, головы или других органов на фоне эмоционального состояния. Используются тренинги и приемы по регулированию эмоций и т. д.;

  • психотерапия и коррекция. Медицинский психолог подбирает наиболее подходящие методы и техники для стабилизации состояния своего пациента, помогает развить позитивные механизмы адаптации, решать психологические проблемы. Используется когнитивно-поведенческая терапия, игротерапия, арт-терапия и т. д.;

  • сопровождение и поддержка. Специалист налаживает доверительные отношения с юным пациентом, поддерживает на всем пути терапии и появившихся изменений. Он предоставляет полную информацию и дает советы родителям, которые должны уметь справляться с ситуацией и преодолевать трудности вместе со своим чадом.

Детский (подростковый) психолог может использовать в работе следующие методы:

  • наблюдение. Специалист отслеживает особенности поведения пациента в привычной обстановке. Он фиксирует его реакции, действия, высказывания и анализирует, какие психологические процессы за ними стоят;

  • проведение опросов – они необходимы для оценки уровня знаний, отношения пациента к окружающим и себе, событиям, которые происходят. Обычно проводится беседа, предусматривающая ответы на простые вопросы. При этом ребенок сам принимает решение, что говорить, озвучивает свои истинные ощущения, без давления извне;

  • эксперимент. Цель его — спровоцировать реакцию пациента на изменения условий деятельности. Обычно в незнакомой ситуации ребенок действует наугад, что помогает специалисту увидеть особенности его психики. Такие эксперименты психолог для ребенка проводит в форме игры;

  • анализ результатов. Оцениваются рисунки, поделки, аппликации, придуманные сказки. По ним можно определить, каким видит пациент этот окружающий мир;

  • социометрия. Тестовая методика помогает увидеть отношения в коллективе, выяснить статус и комфорт определенной личности внутри коллектива. Можно выяснить, кто пользуется авторитетом, кто избегает общения со сверстниками, кто сторонится окружающих.

Занятия с детским психологом могут проводиться как в индивидуальном, так и в групповом, семейном формате. Подход подбирается индивидуально, исходя из особенностей и сложностей проблемы пациента.

Как записаться к детскому психологу

Многие родители не знают, где искать хорошего специалиста. Они обращаются за помощью к знакомым с просьбой: «Посоветуйте профессионала!». Но не всегда таким образом можно найти именно то, что необходимо конкретно им.

Как показывает практика, найти хорошего клинического психолога в Москве можно на специальных ресурсах, где представлены специалисты не только столицы, но и всей страны. Так, можно даже поискать его на Авито, обращая внимание на специфику и опыт работы врача. Здесь можно даже выставить необходимые параметры: возраст пол (женщина, мужчина), опыт работы, отзывы клиентов, а потом записаться на консультацию.

Занятия с детским психологом может проводиться непосредственно в кабинете специалиста или же через интернет. Онлайн-консультации также эффективны, но иногда требуют больше времени для диагностики, коррекции, поведения и т. п. При этом дистанционный формат хорошо тем, что часто дети в возрасте 12–13 лет не готовы на очные встречи и им комфортнее заниматься именно в онлайн-режиме, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но даже в таком случае опытный специалист может наладить контакт со своим клиентом, применять эффективные техники и методы работы над проблемой.

Во время проведения консультации подростков к ней могут присоединяться также родители, если того требует ситуация.

Хороший психолог в Москве сможет быстро и точно определить проблему ребенка, подобрать подходящие техники по коррекции нарушений, проработать все проблемы и вопросы. При этом не обязательно посещать специалиста постоянно. При улучшении ситуации родители могут взять на себя контролирующую и поддерживающую роль по предварительному согласию и после консультации психолога.


Записаться на приём

Заказать обратный звонок