Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Диспраксия

Нарушение развития координации движений, которое затрудняет выполнение целенаправленных действий, называется диспраксия. Она baby-5953965_1280.jpgможет проявляться в различных видах деятельности, от повседневных навыков, таких как одевание и еда, до более сложных моторных (двигательных), необходимых для письма, рисования, спортивных игр. Такие нарушения требуют профессионального вмешательства, так как они негативно отражаются на развитии, социализации, обучении ребенка.

Диспраксия не связана с мышечной слабостью или повреждением нервной системы, а скорее представляет собой расстройство планирования и выполнения моторных последовательностей. Встречается подобное состояние у примерно шести процентов детей, среди которых мальчиков в 4 раза больше, чем у девочек. Ранняя диагностика и грамотная коррекция позволяет исправить ситуацию.

Общие симптомы

Проявления диспраксии могут варьироваться в зависимости от типа и тяжести расстройства. Некоторые из наиболее распространенных:

  • трудности с планированием и выполнением моторных последовательностей – многоступенчатых действий (одевание, мытье рук или приготовление пищи);

  • неуклюжесть и неловкость – ребенок может часто ронять предметы, спотыкаться, быть нескоординированным;

  • при письме буквы неровные, разного размера, с неправильным наклоном, а рисунки схематичные, без деталей;

  • проблемы с произношением отдельных звуков, построением фраз, а также пониманием речи;

  • трудности с вниманием и концентрацией.

Причины и классификация

Точные причины диспраксии до сих пор не выяснены, но считается, что она связана с сочетанием генетических и экологических факторов:

  • может передаваться по наследству генами;

  • осложнения во время беременности или родов (пренатальными) – недоношенность, гипоксия плода;

  •   отклонениями в развитии НС, которые могут повлиять на координацию движений.

Классифицируется расстройство разнообразно. По механизму проявления его делят на два основных вида:

Кинетическая (эфферентная) диспраксия – нарушение координации движений, возникающее в результате затруднений с планированием и выполнением целенаправленных моторных актов. Она связана с проблемой передачи сигналов к мышцам, и предполагается, что это последствие повреждения определенных областей мозга, отвечающих за планирование и выполнение сложных движений. Человеку тяжело сделать что-то требующее точности и координации, даже если он понимает инструкцию и обладают необходимыми физическими способностями.

Кинестетическая (афферентная) диспраксия – тоже нарушение координации из-за трудности в восприятии и интерпретации кинестетических сигналов. Соответствующие рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставах, отвечают за передачу информации о положении тела в пространстве, силе и напряжении мышц. При афферентной диспраксии они искажаются или неправильно интерпретируются мозгом, что приводит к проблемам с планированием, выполнением и контролем точных движений.

Пациент неловок, ему не дается письмо, рисование, завязывание шнурков, прыжки, бег, танцы, он не может правильно оценить расстояние и силу.

Существуют такие формы диспраксии:

  • мелкой моторики – трудности с точными движениями рук и пальцев (застегиванием пуговиц, шнуровка обуви, использованием столовых приборов, письмом и рисованием);

  • грубой моторики – проблемы с координации движений всего тела (неуклюжесть, неустойчивости, с бегом, прыжками, катанием на велосипеде);

  • вербальная (речевая) – проблемы с планированием и выполнением артикуляционных движений, необходимых для речи (произношением отдельных звуков или слов, построением фраз, а также пониманием речи).

По уровню двигательных функций различают диспраксию:

  • идеомоторную – неспособность выполнять движения по памяти, но непроизвольные остаются (по просьбе показать язык ребенок не может, но губы после еды автоматически облизывает);

  • идеаторную – затруднения с составлением плана действий (например, подобрать нужную канцелярскую принадлежность).

По виду деятельности:

  • пространственная диспраксия – ребенок путает, где верх или низ, лево–право;

  • конструктивная – невозможность составить из частей целое (сложить из кубиков пирамидку, узор);

  • мимическая – маловыразительное лицо, отсутствие мимики.

По локализация диспраксия бывает артикуляционная, оральная, пальцевая.

Как правило, нарушение сочетает несколько видов, поэтому конкретно определить ведущий дефект довольно тяжело, но это нужно сделать для эффективного лечения.

Диагностика и лечение

Диагноз «диспраксия» ставится на основе оценки моторных навыков ребенка специалистом (неврологом, психологом или логопедом):

  • анамнеза – сбора информации о появлении симптомов, истории развития ребенка, наличии наследственных факторов;

  • неврологического осмотра – оценки состояния НС, рефлексов, координации движений;

  • психолого-педагогического обследования – выявления нарушений в познавательной сфере, речи, моторике.

Для уточнения диагноза могут быть назначены дополнительные исследования: электроэнцефалография для оценки активности мозга и магнитно-резонансная томография (МРТ) для выявления структурных изменений в нем.

Коррекция диспраксии – это длительный и комплексный процесс, который включает:

  • логопедические занятия, направленные на развитие артикуляционных и речевых навыков, фонематического слуха, грамматических конструкций, произношения звуков и построения фраз;

  • оккупационную терапию – помощь в овладении повседневными навыками, такими как одевание, еда, письмо;

  • физиотерапию – упражнения для повышения мышечного тонуса и развития ловкости, координации движений, силы и выносливости.

В коррекционной работе важно учитывать особенности ребенка: его возраст, уровень развития, тип диспраксии. Необходимо создать доверительную, игровую атмосферу, хвалить, что повысит его мотивацию и заинтересованность. Занятия должны быть систематичными и последовательными.

Родителям детей с диспраксией следует активно участвовать в процессе лечения, обеспечить регулярность занятий. Им следует создать дома благоприятную среду для развития ребенка: предоставить доступ к игрушкам, развивающим мелкую моторику, поощрять его творческую активность. Нужно поощрять усилия своего чада, хвалить его достижения, не сравнивать с другими детьми, помогать распознавать свои трудности, искать пути решения проблем, развивать умение просить о помощи.

Результаты коррекции зависят от степени тяжести расстройства, возраста ребенка, мотивации к занятиям и регулярности логопедической помощи. В случае ее успешности дети преодолевают трудности в развитии и достигают успехов в учебе, общении и повседневной жизни.

Артикуляционная диспраксия

Диспраксия артикуляционного аппарата – это нарушение речевой функции, характеризующееся затруднениями в планировании и выполнении последовательных движений органов артикуляции (губ, языка, нёба), необходимых для произнесения звуков и слов. Она не связана с повреждением органов речи или снижением слуха. Мозг больного понимает, как звучат слова и как их произносить, но испытывает трудности в передаче сигналов мускулатуре для выполнения точных движений.

Симптомы артикуляционной диспраксии зависят от степени тяжести расстройства, но чаще всего встречаются:

  • ошибки в произношении звуков – замена, опущение, искажение;

  • речь монотонная, прерывистая, недостаточно громкая – страдает ритм и интонация;

  • трудности в подборе слов и построении грамматических конструкций (предложений);

  • неловкость артикуляционных движений губ и языка.

Дети с таким нарушением, как правило, начинают говорить позже сверстников.

Для диагностики артикуляционной диспраксии специалист (логопед, нейропсихолог) проводит комплексную оценку речевых навыков ребенка, включая анализ произношения звуков, темпа речи, интонации, словарного запаса и грамматических конструкций.

Лечение направлено на улучшение координации движений органов артикуляции и развитие речевых навыков. В этом помогает:

  • гимнастика произносительных органов – упражнения для развития подвижности губ, языка, нёба;

  • автоматизация звуков – обучение правильному их произношению в различных позициях (начало, середина, конец слова);

  • работа над ритмом и интонацией – упражнения на развитие правильного темпа, громкости и мелодики речи;

  • игры, упражнения, чтение на развитие словарного запаса и грамматических навыков.

Кинестетические нарушения в логопедии: диагностика, коррекция и стратегии

Кинестетические нарушения представляют собой группу расстройств, характеризующихся затруднениями в восприятии и обработке информации о положении тела в пространстве, движении и мышечном напряжении. В контексте логопедии они играют важную роль, поскольку они оказывают существенное влияние на формирование речи и коммуникативных навыков.

При диагностика кинестетических нарушений кроме сбора анамнеза специалисты внимательно наблюдают за поведением ребенка во время игры, выполнения заданий, общения. Обращается внимание на координацию движений, точность и плавность артикуляции, положение тела в пространстве. Применяют также логопедические тесты, направленные на оценку кинестетических функций: на воспроизведение поз и движений, дифференциацию тактильных ощущений, координацию движений рук и губ.

Коррекция кинестетических нарушений в логопедии осуществляется с помощью комплексных методов, направленных на развитие:

  • осознания собственного тела – упражнения на определение положения частей тела в пространстве, дифференциацию мышечных ощущений, координацию движений.

  • артикуляционной моторики – точности и координации движений органов речи, формирование правильного артикуляционного уклада.

  • ритмических и мелодических навыков – использование стихов, песен, игры на музыкальных инструментах для развития чувства ритма, темпа и интонации.

  • визуальной поддержки – применение зеркал, картинок, схем для помощи в понимании артикуляционных движений и правильного положения органов речи.

При работе с детьми специалист должен сотрудничать с другими специалистами для достижения наилучших результатов: педагогами, психологами, неврологами.

Важно отметить, что кинестетические нарушения могут быть успешно скорректированы при своевременном выявлении и применении адекватных методов логопедической работы.

Психологический и психотерапевтический подход

Работа психолога и психотерапевта с детьми, имеющими диспраксию, направлена на помощь ребёнку в преодолении трудностей, связанных с нарушением координации движений, а также на развитие его эмоциональной и социальной компетентности.

Психолог проводит оценку когнитивных способностей ребёнка, уровня его моторного развития, а также выявляет специфические трудности, связанные с данным нарушением. На основе результатов диагностики специалист разрабатывает индивидуальную программу занятий, учитывающую специфические потребности и сильные стороны ребёнка.

Для тренировки моторных навыков психолог использует различные методы и игры для тренировки, помогающих улучшить координацию, мелкую моторику, пространственное восприятие и планирование движений. Он учит ребёнка использовать альтернативные способы выполнения задач, например, использование вспомогательных инструментов для письма или рисования.

Роль психотерапевта:

  • работа с эмоциональными трудностями. Диспраксия может привести к развитию низкой самооценки, чувствам неуверенности и фрустрации у ребёнка. Специалист помогает ребёнку справиться с негативными эмоциями, развить навыки саморегуляции и повысить уверенность в своих способностях;

  • социальная адаптация – развитием социальных навыков, таких как общение, сотрудничество и умение справляться с конфликтными ситуациями;

  • поддержка семьи – психотерапевт консультирует родителей по вопросам воспитания ребёнка с диспраксией, помогает им понять его специфические потребности и научиться эффективно поддерживать его развитие.

Психолог и психотерапевт тесно сотрудничают: первый фокусируется на развитии когнитивных и моторных навыков маленького пациента, а второй – на эмоциональной поддержке и оптимизации в обществе.

Советы родителям

Родители играют ключевую роль в раннем выявлении и коррекции диспраксии. Хотя окончательный диагноз должен быть поставлен квалифицированным специалистом, существуют шаги, которые они могут предпринять для самостоятельной оценки ситуации и начала работы над проблемой.

1. Наблюдение за поведением ребенка:

  • обратите внимание на мелкую моторику – застегивание пуговиц, шнуровку обуви, рисование, письмо, использование ножниц;

  • оцените крупную моторику – на ловкость при беге, прыжках, бросании мяча, катании на велосипеде;

  • сравните со сверстниками – если ребенок отстает в освоении моторных навыков по сравнению с другими детьми его возраста, это может быть сигналом к более детальному исследованию;

  • диспраксия может проявляться в затруднениях с артикуляцией, темпом речи, пониманием сложных грамматических конструкций.

2. Существуют онлайн-тесты и опросники, которые помогут оценить развитие моторных навыков ребенка. Проведите их самостоятельно, но помните: они не являются заменой профессиональной диагностики.

3. Консультация с врачом. Если у вас есть подозрения, следует обратиться к педиатру или неврологу. Специалист проведет тщательное обследование.

Диспраксия – это вызов, но с ранним вмешательством и поддержкой родителей ребенок может научиться преодолевать трудности и достигать своих целей.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок