Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Детский психолог и его роль в жизни современного подрастающего поколения

Дети, так же как и взрослые, нередко сталкиваются с проблемами, которые могут наложить отпечаток на их психику. Ребенок, в силу еще не 1140_760_3_2x.jpgсформировавшейся личности, чаще всего не в состоянии самостоятельно решить возникшую проблему, что может в будущем привести к крайне негативным последствиям.

Если помощи родителей в таких случаях оказывается недостаточно, возникает необходимость обратиться за профессиональной поддержкой, предоставляемой детскими психологами. Такие специалисты выступают в роли своего рода посредника между ребенком и его родителями или сверстниками, с которыми по каким-либо причинам у него была утеряна эмоциональная связь.

Когда есть причина обратиться к детскому психологу

Взрослые должны учитывать, что психологическая помощь может понадобиться не только детям школьного и дошкольного возраста, подросткам. Нередко нарушения эмоционального состояния и поведения могут возникать в более ранний период развития. Важно своевременно это заметить и обратиться за консультацией к профессионалу.

Поводом для визита к детскому психологу могут стать даже частые беспричинные слезы или чрезмерная капризность малыша, которые могут свидетельствовать о необходимости поддержки. Не всегда следует преждевременно списывать такие проявления на избалованность или сложный характер — упустив нужный момент, потом исправить ситуацию будет намного сложней.

Помощь специалиста способствует:

  • преодолению ребенком психологических трудностей;

  • нормальному и соответствующему возрасту развитию личности;

  • устранению внутренних конфликтов, которые возникают в сознании ребенка;

  • гармоничному состоянию психики при любых дальнейших жизненных условиях.

Среди наиболее часто встречающихся в практике причин, из-за которых родители обращаются за психологической помощью для ребенка, являются такие:

  • чрезмерная замкнутость и застенчивость. Как правило, такие состояния возникают в результате того, что ребенок не воспринимает себя как личность, по каким-то известным только ему причинам комплексует и постепенно начинает закрываться в себе. Со временем состояние может усугубляться – подросток будет испытывать стресс, из-за своих сомнений ему сложно адаптироваться в обществе;

  • гиперактивность. Как правило, такое состояние наблюдается у малышей — они часто становятся неуправляемыми, их сложно iwIXCj7Uaqg-1024x642.jpgотвлечь или чем-то занять. Со временем такому ребенку становится все сложней сконцентрироваться или проявить должное внимание к деталям. Итог игнорирования такого состояния —заторможенное личностное и творческое развитие, проблемы со взрослыми, далее – плохая успеваемость. В данном случае психолог учит ребенка контролировать свое настроение и управлять эмоциями, грамотно и правильно проводить досуг;

  • необъяснимые страхи, вызывающие состояние тревожности. Фантазировать свойственно всем детям, но если при этом они ощущают дискомфорт, то появляются причины для беспокойства. Нередко ранние безобидные страхи трансформируются во взрослые фобии, избавиться от которых потом намного сложней. Своевременное обращение к специалисту поможет устранить возникшую проблему, а также предотвратить ее появление в старшем возрасте;

  • неоправданное проявление агрессии по отношению к окружающим. Провоцировать ее могут самые разные причины. Как следствие такого поведения — отказ окружающих от общения с ребенком, что будет только усугублять проблему и провоцировать его на более яркое выражение негативных эмоций: жестокость, вспыльчивость, неконтролируемость поведения. Работа психолога в данном случае заключается в устранении причин агрессии и снятии психологических барьеров;

  • плохая успеваемость в садике или учебном заведении. Если у ребенка нет диагноза «умственная отсталость», на это следует обратить особое внимание и выяснить причины такого состояния. Нередко это может быть страх высказывать свое мнение перед сверстниками, учителями, конфликты с одноклассниками, невозможность сконцентрироваться и пр. В процессе терапии врач выясняет причину дисфункции и работает над ее максимальным устранением.

Первыми звоночками к тому, чтобы задуматься о предоставлении психологической помощи ребенку могут также выступать: внезапное появление вредных привычек, нарушения в развитии познавательных процессов, сложность в адаптации к окружающему социуму, наличие физиологических проблем, например, энуреза, агрессивная ревность родителей к другим близким людям и т.п.

Кроме психосоматических причин обращения на консультацию к детскому психологу, выделяют также травмирующие ситуации, в частности:

  • проблемы семейного характера – смерть близкого человека, частые конфликты родителей, рождение второго ребенка и т.п.;

  • внешние факторы природного или человеческого происхождения: погодные катаклизмы, военные действия.

Помощью специалиста не следует пренебрегать даже если травмирующая ситуации произошла давно — ее последствия ребенок может ощущать на протяжении длительного периода времени, вплоть до того, что он никогда уже не сможет выбросить ее из головы.

Специфика работы детского психолога

Работа с нестабильными и проблемными детьми требует от специалиста не только много усилий, но и соответствующей квалификации, otec-s-rebenkom-u-psihologa-1.jpgумений, опыта и творческого неординарного подхода. По сути, психолог — это человек, который одновременно помогает ребенку и его родителям: первому — разобраться в себе, второму — найти к нему правильный подход и понять, как именно поддержать его в случае возникновения психологических трудностей.

Данную профессию по праву можно назвать многогранной: психолог — это, своего рода, «мостик» доверия между детьми и взрослыми. Не удивительно, что одной из важнейших составляющих процесса психологической адаптации ребенка является работа специалиста с его близким окружением.

Отличие детского психолога от других врачей

Взрослые не должны забывать о том, психолог работает со здоровыми детьми, которые испытывают временные психологические трудности. Любое упущенное нарушение в дальнейшем может привести к развитию устойчивой психической патологии, когда может понадобиться помощь специалиста уже другого плана.

Следует понимать, что психолог:

  • не диагностирует психические расстройства, не назначает соответствующий режим лечения и применение медицинских препаратов, так как он не врач;

  • не является дефектологом, логопедом, который помогает устранить проблемы развития речи. В данном случае специалист выполняет исключительно вспомогательные функции: настраивает ребенка на положительный исход терапии, на доступном языке подробно объясняет ее суть и специфику;

  • несмотря на то, что психолог активно общается не только с ребенком, но и с его родителями, он не является семейным доктором. Его главная задача — определить причину негативного состояния малыша и максимально ее устранить.

Оптимальных результатов можно добиться, если проводить терапию с привлечением других узких специалистов в соответствующих областях медицины: гастроэнтеролога, невролога и пр., а также психотерапевта. Совместный тандем профессионалов поможет не только устранить проблему, но и предотвратить ее негативные последствия.

Задачи и принципы работы

Среди основных вопросов, которые стоят перед квалифицированными детскими психологами, выделяют такие: 7e4a6e1fb53a40919e17d43cf34b2853.jpeg

  • научить детей и родителей более тесно контактировать между собой. Это даст возможность взрослым более тонко ощутить потребности ребенка в период возрастных кризисов;

  • помочь ребенку адаптироваться в обществе;

  • оказать необходимую поддержку детям при эмоциональных и поведенческих нарушениях;

  • провести анализ сложившейся ситуации и восстановить баланс взаимоотношений ребенка с окружающими.

Детский психолог — это человек, который должен в полной мере владеть специальностью. Поэтому профессионал действует по принципам:

  • осведомленного согласия, заключающегося в необходимости объяснить родителям все нюансы их работы с ребенком;

  • конфиденциальности — любые подробности, которые были выяснены в процессе бесед, не подлежат разглашению;

  • профессиональной компетентности — не использовать те направления работы и психологические методики, в которых нет достаточного опыта.

  • не навредить;

  • не усугублять ситуацию, не относиться к ней оценивающе и сохранять беспристрастное восприятие.

К сожалению, на сегодняшний день в области психологии ведут деятельность и активно процветают мошенники — люди, не имеющие необходимой квалификации и опыта работы с детьми.

Поэтому, прежде чем выбрать детского психолога для своего ребенка, очень важно как можно больше о нем узнать:

  • ознакомиться с его лицензией на занятие подобной деятельностью, а также убедиться в наличии соответствующего образования и опыта работы;

  • проконсультироваться у других специалистов;

  • посмотреть отзывы клиентов на официальном сайте специалиста;

  • при первой встрече обратить внимание на то, как ведет себя психолог с вами и ребенком и т. д.

Установление контакта с ребенком

Важно понимать, что на первой консультации психолог ведет беседу не с ребенком, а его родителями. Именно от них он получает исходную информацию о его состоянии и возникших проблемах, их возможных причинах. depositphotos_103217974_s-2019-2.jpg

Контакт психолога с ребенком и взрослыми всегда должен происходить по отдельности. Это связано с тем, что в некоторых случаях родители невольно оказывают влияние на его умозаключения: он может бояться, стесняться, вести себя демонстративно и пр. На данном этапе специалисту важно увидеть истинную сущность личностной проблемы, поэтому необходимо индивидуальное общение.

Еще один важный нюанс работы детского психолога заключается в том, что дети — это народ сложный и максимально непосредственный. Малыши не понимают сути проблемы, подростки ее игнорируют и считают ситуацию нормальной, Все эти факторы не предрасполагают к продуктивному общению. Поэтому для психолога изначально самое важное — это наладить контакт с ребенком, добиться его доверия и расположенности, когда он сможет максимально открыть все свои переживания и внутренние конфликты.

Инструменты

Специалисты подчеркивают, что привлечь внимание ребенка довольно проблематично. Поэтому при беседе с ним они применяют методики, которые способствуют раскрепощению: агро- сказкотерапия, арттерапия, популярное на сегодняшний день рисование песком.

Среди другого психодиагностического вспомогательного инструментария можно выделить тесты, опросники, наборы игровой терапии, простые физические тренажеры (детская боксерская груша, подушки). Такие прогрессивные способы определения проблемы дают предельно четкую картину о личностном характере клиента, его страхах и переживаниях.

В зависимости от того, насколько тесно и продуктивно будут построены взаимодействие и работа психолога и ребенка, зависит конечный результат проведенных сеансов.

Семейная терапия

Важно, чтобы специалист проводит работу не только с маленьким пациентом, но и его окружающими: родителями и людьми, с которыми он максимально близко взаимодействует. В ином случае полученный прогресс будет иметь непродолжительный характер.

Как уже было сказано, очень часто психическая нестабильность ребенка нарушается насчет внешних факторов, частью которых могут выступать близкие ему люди. Поэтому для специалиста крайне важно донести им эту информацию, и координировать их на дальнейшие правильные действия.

Специфика частных психологов

К сожалению, на сегодняшний день наше подрастающее поколение сталкивается с проблемами, которые они не только не понимают, но и 0ef1f6f4-dd9d-4b8c-bf91-9ebf1990431b.jpegне в силах самостоятельно преодолеть. Сейчас штатный психолог имеется в каждом детском саду и школе. Но лучше обратиться к специалистам, которые работают в частном порядке – у них, как правила, опыт больше, они применяют самые инновационные методики и уделяют больше времени и внимания своим маленьким пациентам.

В Москве есть ряд негосударственных центров и клиник, а также частных психологов, которые рады помочь любому, кто к ним обращается. Важно также и то, что соответствующая консультация у них стоит недорого и доступна средним слоям населения.

Среди дополнительных преимуществ частных учреждений можно выделить следующие:

  • квалификация и опыт специалистов. Психологи регулярно проходят обучение и стажировку в ведущих центрах европейских стран;

  • в клиниках работают не только психологи, но и логопеды, нейропсихологи, неврологи, дефектологи;

  • применение классических и инновационных методик. Их грамотное сочетания позволяет достигнуть максимально положительного результата;

  • индивидуальный подход к маленькому пациенту. Процесс общения с каждым ребенком в обязательном порядке согласуется не только с родителями, но и квалифицированными специалистами. При этом учитываются запросы и индивидуальные особенности маленьких индивидуумов;

  • максимально комфортная обстановка. Прием проводится в максимально подходящих и раскрепощенных условиях, в которых даже самые скромные и закомплексованные дети начинают чувствовать себя максимально непринужденно;

  • при помощи опытных специалистов осуществляется комплексная диагностика особенностей восприятия ребенка;

  • детские психологи Москвы имеют признание не только в стране, но и за ее рубежом, что свидетельствует об их высокой квалификации и уникальных способностях находить контакт с детьми и подростками разного возраста.

У частных психологов столицы помощь может получить каждый желающий, независимо от места жительства или прописки. При этом будут соблюдены все условия конфиденциальности.

Стоимость услуг во многом зависит от квалификации специалиста, его сертификации, участия в международных конференциях и семинарах, наличии членства в Ассоциации психологов и количества регалий.

Детская психология — очень тонкая и хрупкая субстанция. И если мы, взрослые, будем относиться к нашим детям с должным вниманием, не забывать о том, что рядом с нами находятся те, кто еще не всё и недолжным образом понимает, то обеспечим будущее психически здоровыми, психологически адекватными, жизнерадостными людьми.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок