Детский сад – часть социализации ребенка, его взаимодействия с другими детьми и развития, а поэтому является необходимым. Но если для одних малышей смена обстановки и адаптация к новому виду деятельности проходит легко и просто, то другие могут очень болезненно воспринимать разлуку с мамой, новый режим дня и большое количество новых людей. Как помочь ребенку быстро привыкнуть, и какие сложности могут возникнуть у родителей в этот период, можно узнать из этой статьи.
Этот процесс подразумевает оптимизацию человека к новым условиям и взаимодействием с окружающей средой. Нужно понимать, что любые изменения способны влиять на психику, а на детскую — тем более. При этом ребенку приходится подстраиваться под многое, что для него в новинку:
людей;
пищу;
помещение;
определенный и, как правило, непривычный распорядок дня;
требования к поведению;
повышенную активность и шум от окружающих детей и т. д.
Но нужно помнить, что пребывание ребенка в детском саду – первый момент отдаления от родителей, но в дальнейшем их будет больше (школа, институт и т. д.). Этот неизбежный процесс важно пройти правильно и без большого стресса для неокрепшей психики.
Нужно быть готовыми к тому, что у столкнувшегося со стрессовой ситуацией ребенка могут проявиться следующие реакции:
нарушается сон, просыпается в слезах и не желает засыпать;
пропадает или снижается аппетит, нет желания пробовать новое блюдо;
происходит торможение психологических умений. Ребенок может терять те навыки, которые уже были, например, ходить на горшок, использовать столовые приборы и т. д.;
перестает интересоваться новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
проявляет несвойственную агрессию или же становится более апатичными, хотя ранее были очень активными;
снижение иммунитета в период посещения детского сада, может быстро «хватать» инфекционные заболевания.
Считается, что нет таких детей, которые совсем неспособны привыкнуть к детскому саду. Возможно, кому-то потребуется особый подход, помощь психолога, невролога и педиатра. Но, в любом случае, адаптация ребенка к детскому саду рано или поздно закончится, и он сможет без проблем пребывать в социуме.
Существует несколько стадий такого привыкания, которые нужно знать, чтобы правильно их пройти.
В новый детский коллектив ребенок может влиться примерно через месяц, а иногда и быстрее. Большинство малышей проходят этот этап без негатива. Для них характерны такие моменты, как отсутствие слез и истерик, когда его оставляют в группе.
Кроме того, во время общения такой ребенок смотрит воспитателю в глаза, не боится его и может легко попросить о помощи. Он легко идет на контакт со сверстниками и может спокойно занять себя на небольшой промежуток времени. Новый дневной распорядок для него не является проблемой, он легко подстраивается под него. На все воспитательные моменты и обращения от воспитателя идет вполне нормальная реакция.
После того как малыш приходит из детского сада, то с радостью делится всеми событиями, которые с ним происходили, какие новые занятия проходили и с кем он подружился.
Адаптация к детскому саду и новому образу жизни длится не меньше чем полтора или даже два месяца. На протяжении этого времени малыш может болеть, выражать недовольство по отношению к необходимости каждый день ходить в сад и общаться с детьми и воспитателем. Но говорить о том, что он не может полностью обустроиться или вступить во взаимодействие с коллективом, нельзя.
При этом наблюдаются следующие моменты: малыш тяжело разлучается с мамой и может плакать некоторое время после расставания. Однако его можно отвлечь игрой, на которую, в принципе, довольно быстро переключается. Он может спокойно общаться с остальными детьми и воспитателем, а также вполне нормально реагирует на все замечания.
Привыкание к новым правилам и распорядку проходит медленно, но без особого негатива. Очень редко такой ребенок является инициатором конфликтных ситуаций;
Такой тип встречается довольно редко. Для такого ребенка характерна открытая агрессия при упоминании о предстоящем посещении сада. Некоторые дети, наоборот, проявляют демонстративную отстраненность от всего, что происходит вокруг, они просто уходят в себя.
Длительность привыкания может растянуться от нескольких месяцев до пары лет. В этом случае уже можно сказать о дезадаптации, а также невозможности ребенка посещать учреждение.
У малыша проявляются следующие моменты: отсутствие желания вступать в контакт со своими ровесниками и взрослыми, после расставания с родителем может некоторое время продолжаться ступор, истерика и слезы. Он может отказываться идти из раздевалки в помещение, где дети играют и занимаются. Отказывается есть, играть, ложиться спать, может неадекватно реагировать на любые обращения воспитателя, проявляет агрессивное поведение или же замыкается в себе и ведет максимально отстраненно от всех.
Существует еще и несколько условных этапов адаптации ребенка:
острый. Сильно мобилизуется детский организм – он находится в постоянном перевозбуждении, напряжении, проявляется капризность, нервность и т. д. Может увеличиваться сердцебиение, показатели кровяного давления, снижена защита от инфекций;
умеренно острый. Негативные реакции уже не такие сильные, ребенок постепенно привыкает к новым условиям, снижается возбудимость и нервность, повышается аппетит и интерес к общению со сверстниками;
компенсированный. Все реакции восстанавливаются и происходит вливание в коллектив, появляются новые навыки и умения.
Если проблема с привыканием возникла и не решается, то лучше обратиться к специалистам, которые могут поработать с детьми и проконсультировать родителей в детском саду. В таких учреждениях обычно присутствует квалифицированный психолог, способный оценить состояние ребенка и подскажет, как правильно с ним взаимодействовать.
Специалисты считают, что на успех и скорость адаптации ребенка к детскому саду влияют следующие факторы:
возраст. Иногда родители стараются отправить малыша в дошкольное учреждение слишком рано, что не приносит никакой пользы, так как психика ребенка еще не полностью сформирована. Оптимальным возрастом считается 3 года и более. Это связано с кризисным периодом, который малыш должен пройти. После него повышается самостоятельность и снижается зависимость от матери. Если отправить ребенка раньше, то у него могут проявляться нервные срывы и расстройство базового доверия к миру. Кроме того, в этом возрасте уже дети учатся самостоятельно пить и есть, ходить на горшок, а также одеваться, что существенно облегчает привыкание к садику;
состояние здоровья. Если у малыша есть хронические болезни, то ему сложно приспособиться к детскому саду из-за особенностей организма. Это касается и тех, кто часто и подолгу болеет вирусными заболеваниями и простудами. Основной проблемой ясельной группы является выраженное снижение иммунитета, повышение восприимчивости к инфекциям, эмоциональная нестабильность (плаксивость и истощение). Обязательным условием является прохождение медицинского осмотра, чтобы выявить проблемы со здоровьем и получить консультацию от специалистов относительно того, как пройти адаптацию более легко и быстро;
уровень психологического развития. Спровоцировать привыкание к дошкольному учреждению может как задержки в развитии, так и одаренность. При умственных отставаниях психологом могут использоваться коррекционные программы, позволяющие ребенку быстро догнать своих сверстников. Если у малыша с развитием все хорошо, то он может столкнуться с проблемой коммуникации и социализации. Они будут лучше, если до этого у малыша был круг общения больше, чем просто общение с бабушкой и дедушкой (помимо родителей).
Перед тем как ребенка принимают в группу, проводится консультация для родителей, где разъясняются все эти моменты, а также анализируется подготовленность его к посещению дошкольного учреждения. Возможно, потребуется посетить штатного психолога для диагностики малыша.
Для родителей в детском саду проводят консультации, из которых можно вынести некоторые советы, помогающие легче пройти период привыкания ребенка к новым условиям. Они сводятся к подготовке малыша и обучению его определенным навыкам.
Необходимо научить следующему:
одеваться и раздеваться. Дети должны уже самостоятельно надеть футболку, штаны, платье, куртку;
пользоваться носовым платком, умывальником, туалетной бумагой;
использовать вилку и ложку;
ходить на горшок, проситься в туалет;
есть разную пищу;
взаимодействовать, общаться со взрослыми;
иметь коммуникативные навыки, играть с другими детьми.
Чтобы этому научить, желательно регулярно водить ребенка в детские коллективы, например, в развивающие группы и занятия, выводить играть в песочницу или во двор и т. д.
Психологи советуют заранее начать подготовку детей к тому, что им нужно будет идти в детский сад. Во время таких бесед нужно простым языком объяснять малышу, что это за учреждение, что там делают другие ребята и почему так важно туда ходить. Лучше говорить максимально простым языком, чтобы было понятней и доступней.
Можно также сказать, что садик — это своего рода работа для малышей и им нужно туда ходить, как родителям на свою работу.
Проходя мимо дошкольного заведения, можно говорить о том, что скоро ребенок сможет туда пойти и познакомиться с новыми друзьями.
Лучше всего заранее рассказать о режиме дня, чтобы малыш привыкал к тому, что после приема завтрака у всех будут игры, а потом прогулка, обед и небольшой сон.
Важно поговорить о туалете. Нужно разъяснить, что как только возникнет такое желание, ребенок не должен стесняться и сообщить об этом своему воспитателю.
Рекомендуют играть с ребенком в детский сад, так как такие ролевые игры помогают понять, как проходит день: почитать книги, прогуляться, покушать, лечь спать, укладывать игрушки в одном месте.
Если проявляется определенное сопротивление подобным беседам, тогда лучше на некоторое время отложить это мероприятие, а через некоторое время снова вернуться к разговорам и подготовке. Обычно дети, если делать такие аккуратные шаги в сторону знакомства с изменениями в его жизни, довольно легко все воспринимают или же после незначительного сопротивления начинают привыкать к новым условиям.
Если родители столкнулись с бурной реакцией и полным отказом от посещения дошкольного учреждения, тогда следует немного сбавить темпы его посещения группы. Например, можно водить его вначале по несколько часов, потом на половину дня, а затем уже, через пару недель, оставлять на полуденный сон. Можно практиковать такой режим, как посещение детского сада 2 дня, затем сделать выходной, а потом снова идти туда.
Выбор стратегии поведения и взаимодействия с ребенком делается самостоятельно родителями, но лучше, если в этом помогает психолог.