Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Виды РАС у детей

Расстройства аутистического спектра – это группа нейроразвитийных расстройств, которые затрагивают социальные навыки, autism-ge3b760a96_1920.pngкоммуникации (общение), поведение (повторяющиеся модели, ограничены интересы или деятельность). Они проявляются в раннем детстве и продолжаются на протяжении всей жизни.

РАС – не единое заболевание. Это означает, что симптомы и степень их выраженности у каждого ребёнка с такой проблемой могут быть разными. Некоторые дети могут иметь высокие когнитивные способности, в то время как другим требуется значительная помощь в повседневной жизни.

Причины

Несмотря на интенсивные исследования, точные причины РАС до сих пор остаются неизвестными. Большинство ученых сходятся во мнении, что они вызываются сложным взаимодействием разных факторов.

Так, исследования показывают, что у детей с такими расстройствами часто наблюдаются мутации в генах, отвечающих за развитие мозга. Подобных случаев наблюдалось сотни, что указывает на гетерогенность заболевания. Плохая экология тоже играет свою роль, а с ней и такие пренатальные причины (воздействия на будущую мать, вынашивающую ребенка):

  • инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус);

  • прием некоторых лекарств;

  • осложнения беременности и родов (например, преждевременные роды, гипоксия плода).

Постнатальные факторы:

  • отравление токсичными веществами (например, свинцом или ртутью);

  • недостаток определенных питательных веществ в раннем детстве.

Необходимо отметить: наличие одной или нескольких из перечисленных причин не означает гарантированного развития РАС. К счастью, они не появляются у большинства детей с факторами риска, а у многих больных их и вообще не было.

Ученые продолжают активно исследовать причины расстройств аутистического спектра, чтобы лучше понять механизмы заболевания и разработать более эффективные методы диагностики и лечения. Они проводят идентификацию новых генов, рассматривают влияние экологических факторов на развитие мозга, разрабатывают модели для изучения подобных патологий у животных.

Классификация

Аутизм проявляется в широком диапазоне симптомов и степени их выраженности. Классификация РАС у детей помогает специалистам лучше понимать индивидуальные потребности каждого ребенка и разрабатывать соответствующие стратегии поддержки и вмешательства.

В настоящее время, наиболее авторитетным инструментом диагностики является Диагностический и статистический справочник психических расстройств пятого издания (DSM-5). Согласно ему, диагноз РАС ставится на основе наличия:

  • постоянных нарушений в социальной коммуникации и взаимодействии. Это трудности с вербальной (речь) и невербальной (жесты и выражения лица) коммуникацией, пониманием социальных сигналов, установлением и поддержанием отношений. Ребенку может быть сложно начать и поддерживать разговор, понимать общественные нормы и адаптироваться к различным социальным ситуациям.

  • ограниченных, повторяющихся моделей поведения, интересов или деятельности. К ним относятся стереотипные движения (покачивание или раскачивание), навязчивые мысли или действия, сильная привязанность к рутине, ограниченные интересы. Больные обычно имеют узкие интересы, настаивают на определённых порядках и испытывают дискомфорт при изменении привычной среды;

  • необычной сенсорной чувствительности. Дети могут быть чрезмерно чувствительны к сенсорным стимулам, таким как свет, звук или прикосновения.

DSM-5 также выделяет три уровня тяжести РАС:

  • первый (требующий поддержки) – ребенок может испытывать трудности в социальных ситуациях, но обладает достаточными навыками для самостоятельной жизни;

  • второй (требующий значительной поддержки). Лица с этим уровнем испытывают более выраженные трудности в социальной коммуникации и взаимодействии, а также в адаптации к изменениям. Они нуждаются в значительной поддержке со стороны окружающих.

  • третий (требующий очень значительной поддержки). Индивид демонстрирует серьезные нарушения в социальной коммуникации и взаимодействии, а также ограниченные навыки самообслуживания. Ему нужна постоянная помощь.

Помимо упомянутой выше, существуют и другие системы, которые могут использоваться специалистами в зависимости от контекста и цели оценки:

  • классификация по уровню когнитивного функционирования. Она разделяет детей с РАС на группы в зависимости от уровня интеллектуального развития (например, умеренно умственно отсталые, с нормальным интеллектом, одаренные);

  • классификация по преобладающим симптомам – фокусируется на наиболее выраженных симптомах у конкретного ребенка, например, трудности с коммуникацией или стереотипное поведение.

Классификация РАС – это инструмент для понимания и поддержки детей с аутизмом. Она не должна использоваться для этикеток или ограничения возможностей ребенка. Каждый из них уникален и обладает своими сильными сторонами и потребностями.

Виды и проявления

РАС проявляется в широком спектре тяжести симптомов, от легких до тяжелых. В настоящее время выделяют несколько их типов, каждый из которых имеет свои специфические симптомы: ·

  • классический аутизм – характеризуется выраженными нарушениями в области социальных взаимодействий, коммуникации и стереотипных моделей поведения. Дети с аутизмом могут испытывать трудности в установлении зрительного контакта, понимании невербальных сигналов (жестов, мимики), а также в ведении диалога;

  • синдром Аспергера – у него менее выраженные нарушения в области социальных взаимодействий по сравнению с аутизмом. Дети с этим синдромом обладают хорошими речевыми навыками, но могут испытывать трудности в понимании социальных норм и правил поведения;

  • первазивное расстройство развития (ПРР) без дополнительных диагнозов и другие.

Проявления РАС варьируются в зависимости от вида расстройства и индивидуальных особенностей ребенка.

Нарушения в области социального взаимодействия:

  • трудности с установлением зрительного контакта – избегание смотреть в глаза окружающим или смотреть мимо них;

  • проблемы с пониманием невербальных сигналов – ребенок может не понимать жесты, мимику и другие формы невербальной коммуникации;

  • сложности в установлении и поддержании отношений – заводить друзей, играть вместе с другими детьми или понимать социальные нормы.

Нарушения в области коммуникации:

  • задержка развития речи – ребенок начинает говорить позже обычного или испытывать трудности с формированием грамматически правильных предложений;

  •  эхолалия – повторение слов или фраз, услышанных у других людей.

  • ·ограниченный круг тем для разговора – интересует только узкая сфера, поддерживать беседы на другие темы трудно.

Стереотипные модели поведения:

  • повторяющиеся движения – качание головой, хлопание в ладоши, верчение и т. п.;

  • настойчивость на порядке и рутине – аутическому ребенку трудно переносить изменения в распорядке дня или окружающей среде;

  • ограниченные интересы – сильная заинтересованность определенными предметами, объектами, темами или деятельностям, игнорируя другие.

Несмотря на трудности, люди с РАС обладают многими сильными сторонами:

  • высоким уровнем концентрации – демонстрируют исключительную способность к концентрации на определенных задачах или интересах;

  • прекрасной памятью на детали, что может быть полезным в различных областях, например, IT.

  • яркой креативностью в области искусства, музыки или дизайна.

Диагностика

Диагноз РАС может быть установлен только врачом на основе тщательного обследования и анализа симптомов.

Ранняя диагностика чрезвычайно важна для обеспечения и улучшения качества жизни ребенка. Современные методы терапии и поддержки могут помочь детям развить навыки, необходимые для успешной социализации, обучения и самореализации – достижения своего потенциала.

Некоторые из первых признаков: задержка речевого развития, ограниченные интересы, повторяющееся поведение, избегание зрительного контакта, трудности с пониманием невербальных сигналов, установлением и поддержанием отношений.

Диагностика РАС обычно включает в себя следующие этапы:

  1. Сбор анамнеза. Врач-педиатр собирает информацию у родителей о развитии ребенка, чем он переболел, о любых других медицинских состояниях, узнает семейную историю болезней, мнения взрослых. Родители и опекуны являются экспертами по своему ребенку и могут предоставить ценную информацию о его развитии и поведении.

  2. Наблюдение за ребенком. Специалист наблюдает за поведением ребенка в естественной среде (например, в игровой комнате) для оценки его социальных навыков, коммуникативных способностей и поведения, реагирование на сенсорную стимуляцию.

  3. Стандартизированные тесты. Используются специальные инструменты для оценки когнитивных функций, речевых и социальных навыков, моторных умений и социальных навыков.

  4. Консультация с другими специалистами. В некоторых случаях может потребоваться консультация с детским психиатром, неврологом, логопедом или психологом.

Диагностика РАС – это не одномоментный процесс. Это может быть сложной задачей, поскольку симптомы отличаются в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести расстройства и сопутствующих условий.

Лечение

Работа с детьми, страдающими РАС, требует от специалистов глубоких знаний в области детской психологии, нейропсихологии, а также особых методов терапии и коррекции.

Не существует единой стратегии лечения, поскольку симптомы и потребности каждого больного уникальны. Однако комплексный подход психологов и психотерапевтов, который включает в себя следующие компоненты, обычно оказывается наиболее эффективным:

  • когнитивно-поведенческая терапия – помогает ребенку понять и изменить негативные мысли и убеждения, которые могут влиять на его поведение;

  • поведенческая терапия – фокусируется на изменении поведения через систему поощрений и наказаний;

  • анализ прикладного поведения – метод, который использует принципы улучшения поведения, навыков коммуникации и социальных взаимодействий;

  • тренинг социальных навыков – помогает детям учиться распознавать социальные сигналы, понимать социальные нормы и развивать навыки общения;

  • оккупационная терапия – направлена на развитие навыков самообслуживания, таких как одевание, еда и гигиена;

  • терапия игрой – использует игру как средство для обучения коммуникации и саморегуляции.

Логопед работает с речевыми и коммуникативными навыками, включая артикуляцию, грамматику, понимание речи и невербальную коммуникацию.

В некоторых случаях могут быть назначены медикаменты для управления сопутствующими симптомами: тревожностью, агрессией, гиперчувствительностью.

Родители детей с РАС нуждаются в поддержке и информации. Существуют специальные организации и группы, которые могут предоставить ценные ресурсы и помочь справиться с вызовами, связанными с воспитанием особенного ребёнка.

Необходимо информирование и обучение родителей стратегиям взаимодействия с ним, а также предоставление эмоциональной поддержки. Они играют ключевую роль в успехе терапии, поэтому должны быть активными участниками процесса, поддерживать ребенка в его усилиях, следовать рекомендациям специалистов и создавать дома благоприятную среду для развития.

Несмотря на то, что расстройства аутистического спектра являются пожизненным состоянием, дети с этим диагнозом могут жить полноценной и осмысленной жизнью. С помощью раннего вмешательства, комплексного лечения и поддержки семьи, они могут:

  • развивать навыки общения и социального взаимодействия;

  • улучшить свои академические способности;

  • найти работу и быть независимыми;

  • формировать здоровые отношения с другими людьми.

  • достичь успеха во всех сферах благодаря уникальным талантам и способностям.

Рекомендации для воспитателей и учителей

Работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, представляет собой уникальный вызов, требующий глубокого понимания специфических потребностей этой группы. Для обеспечения успешной социализации и обучения таких детей, воспитателям и учителям необходимо применять индивидуальный подход, опираясь на ряд ключевых принципов.

Создание структурированной и предсказуемой среды

Дети с РАС часто испытывают трудности с адаптацией к неожиданным ситуациям и переменам. Поэтому нужно:

  • установить четкий режим дня – график занятий, перерывов и других мероприятий. Визуальные подсказки, такие как расписание с картинками, могут помочь детям лучше понять структуру дня;

  • создать упорядоченное и организованное пространство, где все предметы находятся на своих местах. Минимизируйте визуальную и аудиальную перегрузку, избегая излишних декораций или шума.

Коммуникация и социальные взаимодействия

Для облегчения общения с аутистами:

  • используйте ясный и простой язык, избегайте идиом, сарказма и двусмысленных фраз. Говорите медленно и четко, делая паузы для понимания;

  • поддерживайте зрительный контакт – это демонстрирует внимание и заинтересованность;

  • используйте визуальные опоры – картинки, символы и социальные истории могут помочь детям понять инструкции, ожидания и социальные ситуации;

  • создайте и поощряйте возможности для совместных игр, проектов и занятий с другими детьми.

Индивидуальный подход к обучению

Дети с РАС обладают различными сильными сторонами и областями затруднений, поэтому следует:

  • определить сильные стороны и интересы ребенка, используйте их в качестве мотиваторов для обучения;

  • разбить задания на маленькие шаги – это сделает процесс обучения более доступным и менее пугающим;

  • использовать разнообразные методы – визуальные, аудиальные и кинестетические подходы могут быть эффективны для разных детей;

  • предоставляйте регулярную обратную связь – похвала и конструктивная критика помогут ребенку понять свои достижения и области для улучшения.

Сотрудничество с родителями и специалистами

Успешное взаимодействие с аутичными детьми требует тесного сотрудничества между воспитателями, учителями, родителями и другими специалистами (психологами, логопедами, дефектологами):

Регулярно общайтесь с родителями: обменивайтесь информацией о прогрессе ребенка, трудностях и стратегиях.

Разрабатывайте индивидуальный план развития. Такой документ определяет цели обучения, стратегии вмешательства и способы оценки прогресса.

Терпение, понимание и эмпатия

Дети с РАС могут вести себя по-разному. Важно помнить, что их поведение часто является следствием трудностей в понимании мира и общения. Поэтому:

  • проявляйте терпение – дайте ребенку время для обработки информации и реагирования;

  • понимайте его точки зрения – старайтесь увидеть мир его глазами;

  • создайте атмосферу поддержки и безопасности – позвольте ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно.

Важно: работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, требует от воспитателей и учителей значительных усилий, знаний и навыков.

И еще. Для того чтобы люди с расстройствами аутистического спектра могли жить полноценной жизнью, необходима адекватная поддержка и включение в общество:

  • раннее выявление РАС и начало соответствующих терапевтических мероприятий могут значительно улучшить прогноз и качество жизни;

  • специальное образование. Школы и университеты должны предоставлять адаптированные программы обучения, учитывающие специфические потребности таких людей;

  • социальная поддержка – группы, клубы по интересам и онлайн-сообщества могут помочь людям с таким непростым расстройством найти друзей, общаться и чувствовать себя увереннее.

Важным шагом к улучшению жизни людей с РАС является изменение общественного восприятия. Необходимо бороться со стереотипами и предубеждениями, а также повышать осведомленность о РАС. Каждый человек с подобной проблемой – это уникальная личность со своими сильными сторонами, талантами и вызовами, которой требуется понимание и поддержка.


Записаться на приём

Заказать обратный звонок