Ряд неблагоприятных факторов при внутриутробном развитии плода или же в период родовой деятельности способны привести к задержке психомоторики малыша. Есть разные виды нарушения развития, приводящие к серьезным отклонениям. Своевременная диагностика и правильное лечение способно исправить ситуацию и улучшить состояние ребенка.
Такое понятие, как «дети с отклонениями в развитии» было введено новатором в психиатрии, русского и советского врача П. П. Кащенко в двадцатом столетии. Это определение объединило термины «исключительные», «аномальные», «дефектные» дети.
Выделяют следующие виды нарушения развития:
общее. Стойкая задержка развития психики выражена недостаточностью психических функций;
задержанное. Замедленное формирование эмоционально-познавательной сферы;
поврежденное. Обычно это связано с тем, что ранее ребенок перенес инфекции, была интоксикация организма, травмы нервной системы, произошли дегенеративные процессы (наследственные), заболевания мозга, связанные с проблематичным обменом веществ, парциальность;
дефицитарное. Имеется первичная недостаточность некоторых систем, например, зрения, слуха, зрения, опорно-двигательной, что происходит на фоне соматических заболеваний (тяжелый порок сердца, бронхиальная астма);
искаженное. Это сложное сочетание задержанного развития с поврежденным, ускоренным отдельных психических функций. Такое патология приводит к образованиям, нехарактерным для каждого отдельного нарушения;
дисгармоничное психическое развитие. В его основе не текущий болезненный процесс, а врожденная или приобретенная дисфункция психики (в основном, эмоционально-волевой сферы).
Существует ряд факторов, которые негативно влияют на формирование организма ребенка и скорость становления его психоэмоционального состояния.
Причины нарушения развития следующие:
неблагоприятные факторы внешней среды. Сюда относят различные инфекции, травмы, интоксикацию и т.д. Внутриутробная аномалия часто связана с повреждениями нервной системы. Родовые травмы приводят к кровоизлияниям в мозг, а также гибели клеток в этих местах. У детей, которые недоношены по срокам, такое происходит по причине слабости сосудов;
наследственное влияние. Современные исследования клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики способствуют уточнению механизма наследственных патологий. Через хромосомы от родителей передается вся информация о признаках аномалий. Из 1000 детей примерно у 7–8 есть хромосомные отклонения. В половине случаев отмечают умственную отсталость в сочетании с дефектами зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата. Такие нарушения довольно часто сочетаются с синдромом Дауна;
иммунологическая несовместимость матери и плода по резус-фактору и антигенам крови. При проникновении их через плаценту происходит распад, а из эритроцитов выделяется токсическое вещество билирубин, который негативно влияет на нервную систему ребенка. На фоне этого может происходить поражение и нарушение слуха, речи, расстройство эмоций и поведения (билирубиновая энцефалопатия);
внутриутробные патологии. На фоне перенесенных болезней краснухи, цитомегаловируса, токсоплазмоза, сифилиса и т.д. Негативно сказывается внутриутробная интоксикация, чаще всего на фоне приема лекарственных препаратов (нейролептики, снотворное, успокоительные, антибиотики, аспирин, анальгетики). Опасны и большие дозы витаминов, минералов (кальция), гормональных препаратов.
Отклонение в развитии детей часто связано с тем, что будущая мать употребляла во время вынашивания плода алкоголь, наркотические вещества и курила сигареты. Все это приводит к развитию пороков сердца, проблемам с НС, внутренними органами и т.д. Иногда это сочетается с судорожными припадками, физической слабостью, сниженной жизнеспособностью.
Причинами органического характера являются нейроинфекции, в частности, менингит, энцефалит, вторичное воспаление мозга на фоне кори, ветряной оспы, скарлатины. В результате этих процессов начинают гибнуть клетки, которые в дальнейшем замещаются рубцовой тканью.
При таких условиях может развиваться гидроцефалия с высоким внутричерепным давлением, что приводит к атрофии отдельных участков мозга и отклонениям психомоторного развития.
Характеристики детей с такими психофизическими отклонениями:
с трудностями в обучении. Для них характерно негрубое отставание в развитии психики. Обычно в школе обнаруживается, что такие ученики неусидчивы, есть проблемы с вниманием и пониманием поставленных задач. Они не очень любознательны, познавательная активность снижена, отсутствует стремление изучать и осознавать окружающий мир. Обычно им сложно дается письмо, чтение и счет, а также принятие норм поведения;
с интеллектуальной недостаточностью. У такого ребенка низкий уровень обучаемости, усвоение навыков и информации проходит медленно, с трудностями. Ему присуща несамостоятельность, отсутствие инициативы, зато имеется желание подражать. Эмоции довольно неустойчивые и порой не совсем адекватные. Основной признак – стойкие, органические и необратимые нарушения;
с нарушением зрения. Такая проблема вызывает выраженные трудности с познанием окружающего мира, сужаются общественные контакты, ограничиваются возможности заниматься некоторыми видами деятельности. Формирование речи также идет с задержкой, но при этом вербальная память довольно высокая. Плохое зрение довольно сильно тормозит двигательную активность детей, поэтому для них свойственна малоподвижность, медлительность, определенная вялость;
нарушения слуха. Различают глухих и слабослышащих детей. В первом случае есть резкая степень поражения слуха. Полная глухота бывает редко и чаще всего есть остатки слуха, позволяющие определять резкие, низкие звуки, хотя разборчивое понимание речи отсутствует. Слабослышащие или с частичным слуховым недостатком дети испытывают трудности с речевым развитием. Однако при правильной работе с ними все это можно скорректировать и довести до возрастной нормы;
тяжелые нарушения речи. У подобного ребенка сохранен слух и интеллект, но выраженно нарушение развития речи, которое непосредственно влияет на становление психики. Могут быть затронуты такие компоненты речи, как лексико-грамматический строй, фонематический слух, звукопроизношение. Возможны также проблемы с голосом, темпом речи, заиканием, звукопроизношением, появлением гнусавости, нарушениями чтения и письма. Такие дети с отклонением в развитии довольно быстро утомляются, их работоспособность снижена, интересы не стойкие, мотивация отсутствует, выражена неуверенность, замкнутость, обидчивость, агрессивность, есть проблемы в налаживании контактов с другими детьми и взрослыми
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Имеются врожденные или же приобретенные заболевания нервной системы, патологии или повреждения опорно-двигательного аппарата. Большинство таких детей имеют диагноз «церебральный паралич», который дополняется психическими и речевыми нарушениями. Дети с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата и психики не всегда способны освоить навыки ходьбы, обслужить самих себя.
Анализируя типы отклонений и патологий, специалист подбирает оптимальные методы коррекции состояния, которые позволят улучшить темпы формирования психического и эмоционального развития ребенка.