Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Правила поведения с ребенком-аутистом

Дети с РАС (расстройством аутистического спектра) – особенные, потому что видят мир по-своему, не как остальные люди. Они уникальныpiqsels.com-id-zbcum.jpg во всем, потому с ребенком-аутистом нужно соответствующим образом вести себя, общаться на его языке, заниматься с ним, учитывая все нюансы данного нарушения нейропсихического развития. Своевременный грамотный подход позволит вырастить из такого малыша хорошо социализированного человека, который может добиться большого успеха в какой-либо сфере. Как это сделать правильно – найдете в этой статье.

Что такое аутизм и как его распознать

Аутизм – врожденное заболевание (больше больных – мальчики), проявления которого начинаются у ребенка с трех лет. Этот недуг обычно не затрагивает когнитивные способности и физическое состояние (хотя могут быть выраженные проблемы в том и другом), ему характерны повторяющиеся действия, ограниченность интересов, недостаток социального взаимодействия, невозможность налаживания контактов с другими людьми.

РАС развивается на фоне нарушения развития мозга, точных причин которого пока не обнаружено. Однако исследователи считают, что в этом замешаны:

  • генетика;

  • течение беременности;

  • недоношенность (появление на свет ранее 26 недели);

  • возраст родителей – очень молодые или пожилые.

Некоторые ученые полагают, что спровоцировать развитие расстройства на первых месяцах жизни может синдром Ретта, туберкулезный склероз и ряд других заболеваний.

Заметить у ребенка признаки аутизма можно по таким признакам:

  • стремление к уединению, отсутствие потребности общаться;

  • тяга к стереотипным занятиям, играм (например, сортировке предметов);

  • «застревание» на определенном действии;

  • нелюбовь к любым переменам (идти другой дорогой, перестановка мебели), резкая реакция на них;

  • равнодушная реакция на ласку родителей;

  • позднее овладение обычными бытовыми навыками – самостоятельно умываться, чистить зубы, держать ложку;

  • агрессия, направленная на чужих людей, может и на членов семьи;

  • проблема с концентрацией внимания;

  • сложности с установкой и удержанием зрительного контакта.

  • расстройство речи.

У подобных детей особое слуховое, зрительное и тактильное восприятие. Им проще иметь дело не с людьми, а предметами вовсе не потому, что аутисты не желают общаться. Дело в том, что у них возникают сложности с установкой контакта, так как фиксировать взгляд (смотреть в глаза, распознавать мимику) на другом человеке они не могут. При этом поведение, интересы, особенности поведения, взаимодействия у каждого больного свои. То есть, они разные для каждого ребенка, но существуют общие алгоритмы подхода для каждого.

«Красные флажки»

Существует миф, что детский аутизм может развиться из-за профилактических прививок (вот откуда появилось так много мамочек-антиваксеров), других медицинских процедур, неправильного воспитания. Он возник на фоне якобы внезапного появления такой патологии у малыша. Опровергнуть его можно утверждением: родители просто не замечали нетипичного поведения своего чада, несвойственного определенному возрасту.

Необходимо знать такую истину: РАС не возникает вдруг, у него есть латентная фаза, малозаметная до трех лет. Но все же существует ряд сигналов, которые позволят заподозрить наличие этого неврологического расстройства у малыша до упомянутого возраста:

  • не пользуется указательным жестом;

  • не реагирует на свое имя;

  • не выполняет самые простые просьбы;

  • не улыбается в ответ на улыбку, не смотрит в глаза;

  • к двум годам не способен произнести фразу из 2-х слов.

Может быть и так, что по сюжету, «подсмотренному» в жизни (как обычно делает ребенок) малыш не играет. То есть, игрушечная машинка, например, для него – это не прообраз увиденного на улице автомобиля, а лишь нечто, у чего можно покрутить колеса.

Наличие признаков аутизма может предположить педиатр на обычном профилактическом осмотре.

Упомянутое поведение требует обращения к психиатру – только он может поставить правильный диагноз и посоветовать коррекционные мероприятия, способные адаптировать ребенка к жизни в социуме.

К сожалению, РАС неизлечим, но сейчас существуют специальные терапевтические методики и программы, которые могут помочь аутистам, снизив выраженность недостатков в развитии. Их могут практиковать специалисты и родители, но начинать их нужно как можно раньше. Чем младше ребенок, тем выше эффективность подобного вмешательства, и тем быстрее придет успех.

Особенности

Дети-аутисты значительно отличаются от других восприятием картины мира. Есть вещи, которые они не понимают, им может быть сложно говорить и слушать, но их видение ситуации уникально. Некоторые испытывают трудности с устной речью, но выражение мысли на письме у них может получаться настолько хорошо, что со временем из таких людей выходят прекрасные эссеисты и писатели, авторы серьезных статей и великолепных романов.

Такой ребенок не выражает интереса ни к человеку (и к тому, что тот говорит) не потому, что дело в чем-то личном. Просто он сосредоточен на самом себе, своем увлечении. То есть, посторонний ему не неприятен, а просто не интересует.

Намеков аутисты не понимают, как и то, что порой говорят грубо, не реагируют на чужую грусть. Они могут не знать, как включится в действие, начать беседу, поэтому этому их нужно учить.

Несмотря на трудности с речью, многие аутисты имеют довольно острый ум и хорошие способности к адаптации, поэтому способны учиться. Для того чтобы говорить с ними на одном языке, нужно осознать их потребности, возможности и относиться к ним лояльно, без пренебрежения, пытаясь подстроиться под восприятие этих людей и не навязывать своего.

Запасаемся терпением

Естественно, что основная профессиональная коррекционная работа лежит на плечах специалистов: воспитателей, педагогов, психологов, логопедах и т. д. Но как родителям помочь своему ребенку-аутисту адаптироваться к обществу и жить полноценной жизнью? Для них такой диагноз – огромный удар, но им ни в коем случае нельзя опускать руки, а лучше запастись терпением, верить в своего малыша и всячески его поддерживать, четко и последовательно соблюдать рекомендации специалистов, заниматься с ним.

Быстро добиться положительных изменений не получится, для этого нужно время и усилия.

Особенного ребенка ни в коем случае нельзя держать в замкнутом пространстве, а целесообразно обеспечить общение с другими людьми, сверстниками и взрослыми, часто с ним путешествовать, чтобы он как можно больше находился в социуме. Его нужно научить подражать, потому что такой механизм следования определенному образцу у них нарушен. Именно из-за этого аутисту с трудом даются ролевые игры, возня в песочнице, восприятие рядом с собой других детей. Однако это не повод не гулять с ним на детской площадке, где бывает много его ровесников. Отдельно лучше этого не делать.

Полезны для аутиста занятия лечебной физкультурой, спортом. Это не только укрепляет общее состояние здоровья, но и развивает работу мозга, поддерживает координацию движений.

Малыш должен знать понятия «нельзя» и «нет», не стоит делать из него смертельно больного, потому что это совсем не так. Манипуляций тоже нужно избегать, а вот ритуалы и контактные игры приветствуются.

Родителям рекомендуется изначально не задирать планку, а понять возможности своего чада и не пробовать добиться слишком высокого результата. Если их амбиции сталкиваются со способностями ребенка, то возникают противоречия, из которых вытекает конфликт с непослушанием, протестами, растерянностью, разочарованием и даже отчаяньем. Между тем они должны быть уверены, что у них все получится, и избавиться от чувства вины. Это очень важно, так как ребенок тонко чувствует состояние мамы и папы, реагирует на их тревогу ухудшением состояния.

Эффективное общение

Правила поведения и общения с аутистами довольно простые:

  1. Взаимодействовать с ребенком лучше сидя на корточках или на полу, чтобы ваши и его глаза находились напротив друг друга, но призывать его к зрительному контакту не стоит. Он вас все равно видит, ведь у аутистов хорошо развито боковое зрение.

  2. Не заставляйте ребенка смотреть на вас и говорить, уважайте его комфорт. Он сам сделает это, когда захочет, будет готов.

  3. Не вторгайтесь в личное пространство малыша, но находитесь рядом, на расстоянии вытянутой руки. Если отойти дальше, он может вас не заметить – его будут отвлекать другие объекты.

  4. Говорите с ребенком о том, что ему интересно. Так проще построить беседу, ведь он будет охотней говорить на приятную ему тему, быстрее раскроется.   

  5. Предложения должны быть короткими, если ребенку сложно осмысливать речь, переваривать информацию. Но есть и такие индивиды, которые прекрасно осваивают длинное предложение, и могу закрыться, если с ними разговаривать как с младенцами, и демонстрировать старшинство. Еще одна категория – аутисты, не понимающие устную речь. С ними можно переписываться. То есть, просто нужно подобрать стиль общения.

  6. Не торопитесь. Аутисту нужно некоторое время на осмысление информации, поэтому в разговоре делайте много пауз, задав вопрос, спокойно ждите на него ответ, пока он обрабатывается, не задавайте следующий.

  7. Используйте визуальную коммуникацию. Рисуйте картинки, инструкции, схемы. У детей с РАС образное мышление, поэтому простые изображения позволят вам донести до них информацию. Например, их можно ознакомить с распорядком дня (подъем – умывание – поход в детский сад и т. д.), а если они уже умеют читать, то можно добавлять словесные обозначения.

  8. Соблюдайте постоянство в языке. Конечно, существуют разные варианты построения фразы для выражения одной и той же мысли. Но с аутистами всегда надо придерживаться одного и того же варианта, например, говорить «пора обедать» каждый раз, а не менять на «пошли есть» или что-то еще.

  9. Не воспринимайте молчание ребенка негативно, если он не хочет говорить, будьте чуткими, уважайте его границы и давайте понять, что вы рады ему в любом случае. Причиной такого его поведения может быть неподходящая обстановка, время или он в этот момент просто о чем-то фантазирует. Объясните это и другим людям, которые пытались завести беседу, чтобы они не думали, что не нравятся ребенку, или он невоспитанный.

  10. Разговор нужно начинать с утверждения, то есть, похвалите игрушку, скажите о погоде или о том, как уже говорилось, что аутисту интересно, задавайте конкретный вопрос. В начале беседы расплывчатое «Как дела?» будет стрессом для маленького ребенка, но у старших ответ может быть заготовлен, и он будет автоматическим.

  11. Уделяйте больше внимания ребенку, предпринимайте попытки к общению, даже если он на них не отвечает.

  12. Выбор времени для разговора очень важен. Лучше это делать, когда аутист расслаблен, спокоен, нет никаких отвлекающих факторов, входящих сигналов – в такие моменты он лучше воспринимает информацию.

  13. Говорите без метафор, шуток, идиом, сарказма, иронии, то есть прямо, по делу, чтобы вас было проще понять. Абстрактное мышление может (или нет) появиться у аутистов позже, поэтому все, что сказано, они воспринимают серьезно.

  14. Сделайте свою речь такой, чтобы ребенок заинтересовался. Можно использовать шепот, интонацию, модуляцию голоса, паузы и т. д. Свои действия хорошо бы озвучивать смешными звуками типа «ап», «пиу-пиу», «взз». Слишком громкая речь не нужна, так как многие дети с нарушением развития мозга излишне чувствительны к звукам, поэтому тихий голос воспринимают гораздо лучше.

  15. Не запрещайте ребенку совершить стереотипные действия (прыжки, взмахи руками, повторение звуков, фраз и прочее) – стимминг. Он делает это для самоуспокоения или недостатка сенсорных ощущений. Но и поощрять, комментировать или повторять за ним тоже не стоит.

Уважайте право аутиста, если он отказался с вами общаться. Это не критично, зато вы показали, что вы хотите идти ему навстречу, и безопасны. Приготовьтесь, что он может быть совсем не таким, как вы ожидали: любить цифры, но равнодушно относиться к мыльным пузырям и игрушкам, заниматься не яркой машинкой, а обычной веревочкой. И не удивляйтесь, если он вовсе не замкнется, а, наоборот, возьмет за руку или сразу залезет на колени. Как упоминалось выше, такие дети все разные, как и обычные люди.

Практические советы

Для налаживания комфортных отношений психологи рекомендуют родителям детей-аутистов сделать для этого все возможное, включая следующее:

  • завести дневник, в который записывать все свои поступки по отношению к ребенку и его реакции. Это должно помочь проанализировать их, сделать «работу над ошибками»;

  • каждое утро разрабатывать план действий и строго его выполнять (если не случится никакого форс-мажора);

  • заведите питомца, собаку, кошку, хомяка, к примеру. Аутист куда охотнее контактирует с животными, чем с людьми. Домашний любимец разовьет в ребенке способность заботиться о других, сопереживать, а также даст ему массу положительных эмоций;

  • нелишним будет активное общение с другими родителями детей с РАС. Как правило, сплочение людей с одинаковой проблемой, когда они делятся между собой опытом и наработками, повышает их решительность, дает силы эффективнее справиться с неурядицами, решить множество задач.

Проблем, конечно же, будет много, но они встречаются и при воспитании совершенно здоровых людей. Какими бы они ни были, самое главное – родительская любовь.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок