Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Классификация ЗПР

Задержку психического развития (под эти понимают поддающиеся исправлению отклонения в формировании когнитивных способностей уgirl-3422711_1280.jpg ребенка – мышления, концентрации внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, моторики, способностей социализации и др.) сейчас диагностируют у почти 15% детей. Существует несколько разновидностей такой патологии, каждая из которых имеет свои особенности, но любая требует раннего выявления и коррекции.

Причины

В замедлении развития психики замешано много факторов, но все они делятся на две группы.

Биологические причины ЗПР

Имеются в виду локальные поражения ЦНС, из-за чего происходят сбои в своевременном созревании определенных отделах головного мозга. Такое может произойти во время развития в утробе или уже после появления малыша на свет в силу:

  • патологии при беременности – резус-конфликт по крови, гипоксия, токсикоз матери, неправильное предлежание и т. д.;

  • употребление будущей роженицей алкоголя, наркотических веществ, табакокурения, интоксикация организма ядами разного происхождения;

  • неблагоприятная наследственность – передача патологии в рамках одной семьи генами;

  • внутриутробная инфекция;

  • преждевременные роды (недоношенность);

  • родовые травмы;

  • энцефалит;

  • ядерная желтуха у новорожденного;

  • нейроинфекции, грипп, гидроцефалия и другие тяжелые заболевания малыша.

Социальные причины

Такие предпосылки задержки развития называют еще средовыми. К ним относят:

  • неблагополучную семью, в которой ребенок находится в плохих условиях проживания;

  • безнадзорность или гипоопека – малыш растет без присмотра, родители к нему равнодушны, не занимаются его воспитанием, поэтому он не умеет себя вести, нестабилен психически, легко внушаем, импульсивен;

  • излишнее внимание со стороны родителей, гиперопека, потакание любым желаниям и капризам ребенка, совершение за него многих действий затрудняет его адаптацию в социуме, делает его несамостоятельным, полностью зависимым от взрослых, безынициативным;

  • авторитаризм – родители полностью подчиняют свое чадо, грубо с ним обращаются, агрессируют, вызывая в нем эмоциональную незрелость, тревожность, страхи и фобии, неврозы;

  • низкий уровень интеллекта отца, матери или обоих;

  • недостаток социальных связей, общения с другими людьми разного возраста, насильственная изоляция;

  • детские психотравмы – физическое или моральное насилие, смерть близкого человека, любое страшное событие.

Симптомы

Проявления отставания в психическом развитии видно не сразу, а к 4–5 годам жизни, хотя если наблюдать очень внимательно за малышом до этого возраста, то заметить проблемы можно и раньше.

Признаки ЗПР разные и зависят от особенностей ребенка, вида и степени патологии. Однако перечисленные ниже симптомы встречаются чаще всего.

Проблемы с когнитивной составляющей

У малыша имеются сложности с концентрацией: он не может быть внимательным, полностью погрузиться в игру, сосредоточиться на ней или на решении поставленной задачи. Озвученной инструкции, правилам он следовать не может, внимание его блуждает, переключается с одного на другое, что-то одно его надолго заинтересовать не может.

Все окружающее воспринимается фрагментарно, расплывчато, целостная картинка из полученной извне информации не складывается. Интересно, что при этом у детей с ЗПР зрительное восприятие работает гораздо лучше слухового.

Мышление преобладает наглядно-действенное, а образное и абстрактно-логическое страдает, именно поэтому возникают сложности со сравнением, анализом, обобщением, упорядочиванием, выводами.

Память у таких деток наглядно-образная, информацию они запоминают частями, познавательная активность либо отсутствует вовсе либо пониженная.

Речь

Формирование речевых навыков у детей с задержкой психического развития замедлено. Им с трудом дается произношение, артикуляций большого количества звуков, есть проблемы с построением даже совсем простых предложений. Связные высказывания из-за ограниченного словарного запаса обычно не получаются.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональная неустойчивость, то есть лабильность – отличительная черта детей с ЗПР. Настроение у них часто меняется (мгновенный переход от радости к грусти без причины, и наоборот), реакции резкие, контролировать и управлять ими дети не могут.

Характерными симптомами является также замкнутость и стеснительность.

Социальная сфера

Ребенку непросто общаться с ровесниками и взрослыми (не родственниками). Он неспособен задать вопрос или ответить на него в полной мере, четко и по сути. Связно высказываться, выражать свои чувства и мысли, слушать, поддерживать беседу у него не получается. Командные действия больному непонятны, поэтому в игры и коллектив его вряд ли примут.

Одиночество и отсутствие межличностных контактов приводят к проблемам с адаптацией в обществе и развитию социофобии.

Виды ЗПР

Для более точного определения и классификации задержки психического развития используется несколько подходов.

По причинам возникновения:

  • органическая - связана с наличием структурных или функциональных нарушений в головном мозге, вызванных генетическими аномалиями, травмами, инфекционными заболеваниями, проблемами во время беременности и родов.

  • функциональная – обусловлена нарушениями в процессах нервной системы, в основном нейропсихического характера, не связанных с конкретными органическими изменениями.

По тяжести и характеру проявления:

  • легкая степень задержки – ребенок незначительно отстает в развитии от сверстников, но в целом способен выполнять большинство задач соответствующего возраста.

  • средняя – имеются значительные отклонения в развитии, трудности в приобретении новых навыков, освоение материала идет медленнее и требует дополнительной помощи.

  • тяжелая – ребенок испытывает серьезные пробле

мы в развитии и существенно отстает от сверстников. Ему требуется постоянная поддержка в повседневных задачах и обучении.

По специфическим проявлениям задержка бывает:

  • речи и коммуникативных навыков – трудности в усвоении и использовании языка, снижена способность к общению и взаимодействию с окружающими.

  • познавательного развития – связана с нарушениями в получении знаний, понимании информации, обучении навыкам и способностям.

  • ребенок испытывает трудности в установлении социальных контактов, регуляции эмоций и адаптации в обществе.

Ученый подход к классификации ЗПР

Хоть основным вариантом типологии задержки психического развития и считается характеристики К. С. Лебединской. Этот доктор психологических наук, психиатр и дефектолог поделила рассматриваемые нарушения по этиологическим признакам. Рассмотрим все предлагаемые классификации.

Виды по М. С. Певзнер и Т. А. Власовой

Эти женщины-ученые, советские психологи и дефектологи, начали исследовать причины того, почему дети плохо учатся, в пятидесятых годах прошлого столетия. Типы отклонения они поделили так:

  • психофизический и психический инфантилизм на фоне дизонтогенеза – нарушается темп созревания формирующихся у плода мозговых систем. Инфантилизм, в свою очередь, делится на гармонический (проблемы с лобными долями) и дисгармонический (имеются органические поражения головного мозга, нарушающие психику);

  • астенические состояния – нарушения НС, вызывающие ослабление неврологической и соматогенной составляющей;

  • церебрально-органическая ЗПР.

Классификация эта считается грамотной, но в ней отсутствуют детали.

Виды задержки по В.В. Ковалеву

Этот психотерапевт и психолог предложил свой вариант в 1979 году, выделив 4 категории:

  • дизонтогенетическая ЗПР – такая же есть и в выше предлагаемом варианте (психологический инфантилизм);

  • энцефалопатическая – начинается вследствие поражения ЦНС заболеванием, перенесенным в первый год после рождения;

  • вторичная – ее причинами является речевая дисфункция, патологии органов зрения и слуха, а психологические факторы тут ни при чем;

  • социальнодепривационная – развивается у ребенка, долго находящегося вне дома под влиянием неблагоприятных факторов. Это может быть длительная госпитализация, вызывающая и психические, и физические нарушения.

Классификация по Кларе Семеновне Лебединской

Как уже говорилось выше, научное сообщество опирается на эти описания видов патологии доктора психологических наук, которая выделила такие типы ЗПР (основываясь на их происхождении):

  • конституциональный – определенные типы поведения у ребенка врожденные. Это инфантилизм, эмоциональная несамостоятельность, перепады настроения, не совсем адекватные бурные реакции, легкая внушаемость. Дети с таким типом отличаются субтильностью и выглядят младше;

  • соматогенного генеза – обусловлен физическими патологиями (аллергией, инфекцией, неврологическими или соматическими заболеваниям, как правило, сердечными) и частыми пребываниями в стационаре. Организм слабый, апатичный, нет мотивации и желания что-то делать, принимать самостоятельные решения. Малыш не уверен в себе, всего боится, капризен;

  • психогенный – ребенок долго находится в условиях (беспризорность, гиперопека и т. п.), где обстановка сильно давит на неокрепшую пока психику. Он несамостоятелен, безответственен, очень пугливый и застенчивый, или, наоборот, излишне агрессивен;

  • церебрально-органический – негативный отпечаток на нервную систему и психику накладывают врожденные или уже приобретенные факторы. У малыша мало эмоций, он равнодушен, апатичен.

Бывают и смешанные типы ЗПР, то есть, оно может развиваться сразу по нескольким причинам.

Классификация задержки психического развития у детей позволяет лучше понять характер и причины нарушений, что, в свою очередь способствует разработке эффективных коррекционных программ и индивидуального подхода к каждому ребенку, направленных на его развитие и успешную адаптацию в обществе.

Кто ставит диагноз и как

Запаздывание или приостановка психического развития определяется психоневрологом в сотрудничестве с другими специалистами. Диагностика проводится комплексно, этим занимается обычно комиссия в таком составе:

  • педиатра;

  • невролога;

  • психолога и психиатра (детских);

  • дефектолога;

  • логопеда.

Работа ведется поэтапно:

  1. Опрос ребенка (с родителями тоже беседуют).

  2. Изучение жилищных условий и особенностей воспитания юного пациента.

  3. Осмотр педиатром, неврологом, другими специалистами.

  4. Сбор анамнеза.

  5. Оценка психомоторных, умственных, социальных навыков с помощью специальных тестов.

  6. Проверка речи.

  7. Комиссия дает заключение и разрабатывает индивидуальную коррекционную программу.

Могут понадобиться и дополнительные обследования:

  • анализы крови и мочи;

  • магниторезонансная и компьютерная томография;

  • ЭЭГ;

  • генетические тесты.

Родителям нужно сразу же обращаться к этому специалисту, если они заметили у своего ребенка признаки патологии. Вовремя начатая коррекция позволяет полностью устранить проблему, после чего школьник будет лучше учиться и адаптироваться в обществе.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок