Задержку психического развития (под эти понимают поддающиеся исправлению отклонения в формировании когнитивных способностей у ребенка – мышления, концентрации внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, моторики, способностей социализации и др.) сейчас диагностируют у почти 15% детей. Существует несколько разновидностей такой патологии, каждая из которых имеет свои особенности, но любая требует раннего выявления и коррекции.
В замедлении развития психики замешано много факторов, но все они делятся на две группы.
Имеются в виду локальные поражения ЦНС, из-за чего происходят сбои в своевременном созревании определенных отделах головного мозга. Такое может произойти во время развития в утробе или уже после появления малыша на свет в силу:
патологии при беременности – резус-конфликт по крови, гипоксия, токсикоз матери, неправильное предлежание и т. д.;
употребление будущей роженицей алкоголя, наркотических веществ, табакокурения, интоксикация организма ядами разного происхождения;
неблагоприятная наследственность – передача патологии в рамках одной семьи генами;
внутриутробная инфекция;
преждевременные роды (недоношенность);
родовые травмы;
энцефалит;
ядерная желтуха у новорожденного;
нейроинфекции, грипп, гидроцефалия и другие тяжелые заболевания малыша.
Такие предпосылки задержки развития называют еще средовыми. К ним относят:
неблагополучную семью, в которой ребенок находится в плохих условиях проживания;
безнадзорность или гипоопека – малыш растет без присмотра, родители к нему равнодушны, не занимаются его воспитанием, поэтому он не умеет себя вести, нестабилен психически, легко внушаем, импульсивен;
излишнее внимание со стороны родителей, гиперопека, потакание любым желаниям и капризам ребенка, совершение за него многих действий затрудняет его адаптацию в социуме, делает его несамостоятельным, полностью зависимым от взрослых, безынициативным;
авторитаризм – родители полностью подчиняют свое чадо, грубо с ним обращаются, агрессируют, вызывая в нем эмоциональную незрелость, тревожность, страхи и фобии, неврозы;
низкий уровень интеллекта отца, матери или обоих;
недостаток социальных связей, общения с другими людьми разного возраста, насильственная изоляция;
детские психотравмы – физическое или моральное насилие, смерть близкого человека, любое страшное событие.
Проявления отставания в психическом развитии видно не сразу, а к 4–5 годам жизни, хотя если наблюдать очень внимательно за малышом до этого возраста, то заметить проблемы можно и раньше.
Признаки ЗПР разные и зависят от особенностей ребенка, вида и степени патологии. Однако перечисленные ниже симптомы встречаются чаще всего.
У малыша имеются сложности с концентрацией: он не может быть внимательным, полностью погрузиться в игру, сосредоточиться на ней или на решении поставленной задачи. Озвученной инструкции, правилам он следовать не может, внимание его блуждает, переключается с одного на другое, что-то одно его надолго заинтересовать не может.
Все окружающее воспринимается фрагментарно, расплывчато, целостная картинка из полученной извне информации не складывается. Интересно, что при этом у детей с ЗПР зрительное восприятие работает гораздо лучше слухового.
Мышление преобладает наглядно-действенное, а образное и абстрактно-логическое страдает, именно поэтому возникают сложности со сравнением, анализом, обобщением, упорядочиванием, выводами.
Память у таких деток наглядно-образная, информацию они запоминают частями, познавательная активность либо отсутствует вовсе либо пониженная.
Формирование речевых навыков у детей с задержкой психического развития замедлено. Им с трудом дается произношение, артикуляций большого количества звуков, есть проблемы с построением даже совсем простых предложений. Связные высказывания из-за ограниченного словарного запаса обычно не получаются.
Эмоциональная неустойчивость, то есть лабильность – отличительная черта детей с ЗПР. Настроение у них часто меняется (мгновенный переход от радости к грусти без причины, и наоборот), реакции резкие, контролировать и управлять ими дети не могут.
Характерными симптомами является также замкнутость и стеснительность.
Ребенку непросто общаться с ровесниками и взрослыми (не родственниками). Он неспособен задать вопрос или ответить на него в полной мере, четко и по сути. Связно высказываться, выражать свои чувства и мысли, слушать, поддерживать беседу у него не получается. Командные действия больному непонятны, поэтому в игры и коллектив его вряд ли примут.
Одиночество и отсутствие межличностных контактов приводят к проблемам с адаптацией в обществе и развитию социофобии.
Для более точного определения и классификации задержки психического развития используется несколько подходов.
По причинам возникновения:
органическая - связана с наличием структурных или функциональных нарушений в головном мозге, вызванных генетическими аномалиями, травмами, инфекционными заболеваниями, проблемами во время беременности и родов.
функциональная – обусловлена нарушениями в процессах нервной системы, в основном нейропсихического характера, не связанных с конкретными органическими изменениями.
По тяжести и характеру проявления:
легкая степень задержки – ребенок незначительно отстает в развитии от сверстников, но в целом способен выполнять большинство задач соответствующего возраста.
средняя – имеются значительные отклонения в развитии, трудности в приобретении новых навыков, освоение материала идет медленнее и требует дополнительной помощи.
тяжелая – ребенок испытывает серьезные пробле
мы в развитии и существенно отстает от сверстников. Ему требуется постоянная поддержка в повседневных задачах и обучении.
По специфическим проявлениям задержка бывает:
речи и коммуникативных навыков – трудности в усвоении и использовании языка, снижена способность к общению и взаимодействию с окружающими.
познавательного развития – связана с нарушениями в получении знаний, понимании информации, обучении навыкам и способностям.
ребенок испытывает трудности в установлении социальных контактов, регуляции эмоций и адаптации в обществе.
Хоть основным вариантом типологии задержки психического развития и считается характеристики К. С. Лебединской. Этот доктор психологических наук, психиатр и дефектолог поделила рассматриваемые нарушения по этиологическим признакам. Рассмотрим все предлагаемые классификации.
Эти женщины-ученые, советские психологи и дефектологи, начали исследовать причины того, почему дети плохо учатся, в пятидесятых годах прошлого столетия. Типы отклонения они поделили так:
психофизический и психический инфантилизм на фоне дизонтогенеза – нарушается темп созревания формирующихся у плода мозговых систем. Инфантилизм, в свою очередь, делится на гармонический (проблемы с лобными долями) и дисгармонический (имеются органические поражения головного мозга, нарушающие психику);
астенические состояния – нарушения НС, вызывающие ослабление неврологической и соматогенной составляющей;
церебрально-органическая ЗПР.
Классификация эта считается грамотной, но в ней отсутствуют детали.
Этот психотерапевт и психолог предложил свой вариант в 1979 году, выделив 4 категории:
дизонтогенетическая ЗПР – такая же есть и в выше предлагаемом варианте (психологический инфантилизм);
энцефалопатическая – начинается вследствие поражения ЦНС заболеванием, перенесенным в первый год после рождения;
вторичная – ее причинами является речевая дисфункция, патологии органов зрения и слуха, а психологические факторы тут ни при чем;
социальнодепривационная – развивается у ребенка, долго находящегося вне дома под влиянием неблагоприятных факторов. Это может быть длительная госпитализация, вызывающая и психические, и физические нарушения.
Как уже говорилось выше, научное сообщество опирается на эти описания видов патологии доктора психологических наук, которая выделила такие типы ЗПР (основываясь на их происхождении):
конституциональный – определенные типы поведения у ребенка врожденные. Это инфантилизм, эмоциональная несамостоятельность, перепады настроения, не совсем адекватные бурные реакции, легкая внушаемость. Дети с таким типом отличаются субтильностью и выглядят младше;
соматогенного генеза – обусловлен физическими патологиями (аллергией, инфекцией, неврологическими или соматическими заболеваниям, как правило, сердечными) и частыми пребываниями в стационаре. Организм слабый, апатичный, нет мотивации и желания что-то делать, принимать самостоятельные решения. Малыш не уверен в себе, всего боится, капризен;
психогенный – ребенок долго находится в условиях (беспризорность, гиперопека и т. п.), где обстановка сильно давит на неокрепшую пока психику. Он несамостоятелен, безответственен, очень пугливый и застенчивый, или, наоборот, излишне агрессивен;
церебрально-органический – негативный отпечаток на нервную систему и психику накладывают врожденные или уже приобретенные факторы. У малыша мало эмоций, он равнодушен, апатичен.
Бывают и смешанные типы ЗПР, то есть, оно может развиваться сразу по нескольким причинам.
Классификация задержки психического развития у детей позволяет лучше понять характер и причины нарушений, что, в свою очередь способствует разработке эффективных коррекционных программ и индивидуального подхода к каждому ребенку, направленных на его развитие и успешную адаптацию в обществе.
Запаздывание или приостановка психического развития определяется психоневрологом в сотрудничестве с другими специалистами. Диагностика проводится комплексно, этим занимается обычно комиссия в таком составе:
педиатра;
невролога;
психолога и психиатра (детских);
дефектолога;
логопеда.
Работа ведется поэтапно:
Опрос ребенка (с родителями тоже беседуют).
Изучение жилищных условий и особенностей воспитания юного пациента.
Осмотр педиатром, неврологом, другими специалистами.
Сбор анамнеза.
Оценка психомоторных, умственных, социальных навыков с помощью специальных тестов.
Проверка речи.
Комиссия дает заключение и разрабатывает индивидуальную коррекционную программу.
Могут понадобиться и дополнительные обследования:
анализы крови и мочи;
магниторезонансная и компьютерная томография;
ЭЭГ;
генетические тесты.
Родителям нужно сразу же обращаться к этому специалисту, если они заметили у своего ребенка признаки патологии. Вовремя начатая коррекция позволяет полностью устранить проблему, после чего школьник будет лучше учиться и адаптироваться в обществе.