Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Как отличить аутизм от умственной отсталости

Когда ребенок странно себя ведет, выражая сильные эмоции, и такое его поведение очень сильно отличается от поведения других детей, nathan-dumlao-CG2abGS0FwI-unsplash.jpgродители начинают беспокоиться за здоровье и когнитивное развитие своего чада. Они обращаются к специалисту, чтобы понять, все ли нормально с их ребенком или все-таки имеются какие-то нарушения. Правильная диагностика и выявление проблемы (при ее наличии) позволит своевременно отреагировать и начать лечение, подобрать правильные пути для воспитания особенного ребенка.

Такие нарушения психики, как аутизм и умственная отсталость, в некоторых проявлениях и совпадают, и отличаются. Чтобы правильно подобрать нужный подход к таким особенным детям, родителям, воспитателям и педагогам необходимо знать разницу между упомянутыми расстройствами.

Аутизм

Аутичные дети живут в своем мире, в котором им уютно и который они не желают покидать, а поэтому часто играют самостоятельно и не идут на контакт.

Первые признаки заболевания могут проявиться в 2 года, а точный диагноз ставят в 3–4. Физическое развитие таких детей находится в норме, а вот психически — нет.

Основными признаками аутизма являются следующие моменты:

  • избегание общаться, нежелание искать друзей, стремление к одиночеству;

  • предпочтение отдается самостоятельным играм;

  • есть проблемы с речью и письмом, жестами, мимикой и коммуникацией в целом. Может проявиться задержка речи, хаотичность слов и фраз или полное молчание;

  • нет привязанности к близким (даже родителям);

  • ребенок отводит взгляд, чтобы не смотреть в глаза;

  • стереотипное поведение проявляется в виде повторений одного и того же движения, слов – это похоже обязательные ритуалы;

  • иногда во время налаживания контакта может сильно кричать;

  • негативное восприятие любых изменений вокруг (перестановка мебели, смена места жительства или отдыха и т. д.).

Только для некоторых людей такие дети могут сделать исключение в виде восприимчивости и взаимодействия с ними, но не более одного или двух человек.

До сих пор специалисты не смогли точно определить причину возникновения аутизма, хотя большинство из них склонны считать, что в основе лежит наследственность и органические патологии мозга, негативно отразившиеся на развитии психики.

Интеллект аутичных детей очень избирателен. В некоторых областях они могут показывать превосходные результаты, опережая своих сверстников.

Аутисты очень восприимчивы к музыке, ее любят, могут оказаться талантливыми в науке и искусстве. Грамотное воспитание и обучение, другой правильный подход позволит им адаптироваться в социуме.

Умственная отсталость

Данная патология считается сложной в отношении коррекции. Она связана с нарушения развития головного мозга и центральной нервной системы, что и является причиной задержки интеллектуального развития ребенка. Происходит когнитивное нарушение, отсутствует способность мыслить абстрактно, наличествует эмоциональная бедность.

Ребенок с умственной отсталостью говорит и все делает медленно, потому что находится в вегетативном состоянии. Для него характерна низкая способность к запоминанию, размышлениям, обучению и овладению навыками самообслуживания.

Больной быстро привязывается к тем, кто относится к нему хорошо, адекватно относится к прикасаниям. Любит музыку, как и аутичные малыши.

Умственная отсталость бывает врожденной или же проявляется до трех лет. Иногда диагноз легкой формы ставят уже по окончании начальных классов.

Спровоцировать такую патологию способны следующие факторы:

  • курение и употребление алкоголя матерью в ходе беременности;

  • действие токсинов на плод;

  • гипоксия ребенка при родоразрешении;

  • синдром Дауна и др.

Особенности заболеваний

Существует несколько отличий, которые помогают распознавать то или иное нарушение.

Screenshot_2.png

Так как довольно сложно скорректировать умственную отсталость в силу необратимых поражений мозга и ЦНС, специалисты рекомендуют воспринимать детей такими, как они есть, выработать особое взаимодействие с ними. Что касается аутизма, то это же своеобразный выбор самого ребенка. Это и есть основное отличие.

Атипичный аутизм и УО

Родителям, у которых ребенку поставлен диагноз «атипичный аутизм», сложно понять, какая форма умственной отсталости у него (тяжелая или умеренная).

Если это тяжелая степень, то есть сложности с мышлением, чувства довольно примитивные, память кратковременная, плохое внимание и концентрация, слабая мелкая моторика. Такие дети способны спонтанно проявить свои эмоции.

Такой ребенок не слушает речь учителя, избегает контакта глазами, не приветствует и не прощается при встрече. Это делает процесс обучения достаточно сложным, а иногда и невозможным.

Работа с такими учениками движется поэтапно.

Сначала нужна установка связи и создание максимально комфортных для них условий. Можно проводить занятие там, где это удобно для самого ребенка. Это позволит ему чувствовать себя безопасно, сконцентрировано, спокойно. Присутствие матери с ребенком на занятиях обязательно. Иногда дети с такими расстройствами просто не слышат голос незнакомца, а поэтому могут взаимодействовать только через родственника.

Учитель старается избегать прямого контакта взглядом, чтобы не спровоцировать у ученика агрессию или же самоагрессию.

При смене деятельности для снижения уровня тревожности у аутичного ребенка необходимо выстроить четкий график занятий (начало и конец).

Для мотивации нужно использовать только такие учебные материалы, которые нравятся больному.

Процесс обучения строится на способностях ученика и его желании. Обычно такие дети начинают подражать учителю, чтобы поддерживать с ним связь (пользуются ручкой или карандашом). Необходимо формировать у таких детей навык самообслуживания, например, он не будет свободен, пока не уберет за собой на столе.

Второй этап – осваивание образовательных стереотипов. Обозначено начало и конец урока, а выполненные работы смещают слева направо. Учитель использует инструкцию словами (взять, переместить), работа проводится по указательным жестам.

Через некоторое время маму переводят в соседнюю комнату.

Учеба углубляется, в ход идут пластилин, цветная бумага и карандаши, клей и другие принадлежности.

По окончании занятий ребенок помогает учителю собрать все материалы.

Третий этап – расширение наработанных навыков. В него входит:

  • мотивация к учебе;

  • правильная организация учебного места;

  • отсутствие матери;

  • закрепление и расширение словарного запаса и запросов;

  • поощрение позитивной речи.

Учитель развивает у ребенка стремление к выражению положительных эмоций от своей деятельности, а также самостоятельной работы или совместной. Улучшаются навыки использования ручки, карандаша, пластилина, а затем ножниц, игл и т. д.

Все эти моменты должны быть полностью внедрены в работу с аутичными детьми с УО. Учитель должен быть максимально корректным и относиться внимательно ко всем проявлениям эмоций такого ученика. Ему нельзя говорить, чтобы он молчал, так как это выражение состояния ребенка. Не нужно ожидать от него полной концентрации, так как он не способен делать несколько дел одновременно (слушать учителя и выполнять задание). Задавать вопросы нужно коротко и четко, а также не ждать от него быстрого ответа.

Важно часто хвалить ребенка, поощрять прикосновением и словами. Переходить от одной фразы к другой или виду деятельности можно лишь после того, как ученик все хорошо усвоил.

Все образовательные этапы воспитания — это только начало работы с такими детьми. Но если учитель будет придерживаться определенных алгоритмов, то образование и воспитание будет проходить успешно. Благодаря этому аутичный ребенок с умственной отсталостью сможет научиться не только общаться и взаимодействовать с обществом, но и станет самостоятельным, не таким зависимым от родителей.

Задержка развития

Это еще одна похожая патология, нарушение психической функции, которую стоит упомянуть. При таком расстройстве у ребенка отстают речь, психомоторика, память, мышление. Характерными симптомами являются вялость, сложности с овладением даже простых навыков (одеваться, держать ложку).

Спровоцировать такое нарушение может заболевание, как у матери во время беременности, так и у ребенка.

Большинство специалистов считает, что задержка развития имеет кратковременный характер и может быть скорректирована при правильном подходе уже к 10 годам.

Записаться на приём

Заказать обратный звонок