Вполне понятно волнение родителей, дети которых отличаются от сверстников поведением, эмоциями, реакциями, отношением к
окружающим людям, способностью к обучению. Они хотят знать, все ли хорошо с их ребенком, нет ли у него отклонений в умственном развитии. Очень важно поставить диагноз расстройства психики, если таковое имеется, ведь это позволяет вовремя начать коррекцию, купировать развитие заболевания, должным образом обучить и воспитать подрастающего человека, сделав его вполне полноценным членом общества.
В этой статье мы поговорим о детских недугах с похожей симптоматикой, но все же отличающихся друг от друга: аутизме, умственной отсталости и задержке психического развития. Они требуют особого подхода.
У ребенка с такой патологией отстает от нормального для его возраста:
мышление;
эмоциональность;
память;
психомоторика;
внимание;
речь.
Такие детки вялые, слабоактивные, говорить начинают позже, плохо овладевают простейшими навыками, не желают общаться ни со сверстниками, ни со взрослыми.
Если вовремя начать заниматься с малышом, то задержку психического развития можно устранить с помощью правильной коррекции. Тогда к 10 годам жизни ребенок будет совершенно нормален, и ничем не отличаться от однолеток.
Виновники ЗПР: соматические заболевания будущей матери (незадолго до и в ходе беременности) и самого новорожденного.
Диагноз «аутизм» ставится малышам от 3 до 5 лет, но проявляется он уже в двухлетнем возрасте. Эти детки физически совершенно здоровы, создают свой замкнутый мирок, в который никого не пускают. Им нравится там находиться в одиночестве, играть самим с собой и воображаемым другом, общаться с посторонними они не хотят.
Другие проявления аутизма:
трудности в невербальном общении – слабая мимика, нечеткие жесты;
мутизм, задержка развития речи;
эхолалия, то есть повторение слов;
·отсутствие эмоциональности к людям, привязанности, игнорирование обращения, нежелание создать зрительный контакт;
стереотипное поведение – выполнение ритуалов, однотипные движения;
выражение недовольства при попытке наладить контакт – малыш даже может закричать;
нелюбовь к каким-либо изменениям.
Для нескольких близких людей такой ребенок может сделать исключение, с удовольствием общаться с ним.
Аутисты с легкой формой часто превосходят интеллектом своих сверстников. Они могут иметь выдающиеся способности в какой-либо области искусства или отрасли науки, любят музыку. Из-за избирательности ума такие школьники предпочитают только отдельные предметы, получая по ним отличные оценки, и совершенно игнорируют другие. При правильном обучении и общем подходе в дальнейшем аутист способен хорошо адаптироваться и приносить пользу обществу.
Причинами появления патологии считают генетический сбой и органическое поражение головного мозга.
Это самое тяжелое из трех упомянутых расстройств психики. Оно проявляется оно у ребенка до 3 лет, но может быть диагностировано и уже после окончания младших классов (если это слабовыраженная форма). Причины УО:
курение и употребление спиртных напитков беременной;
гипоксия новорожденного в ходе родов;
негативное влияние токсинов на плод;
синдром Дауна, Клайнфельтера и др.
Малоумие, олигофрения – так еще называют умственную отсталость. К сожалению, исправить уже ничего не получится, но и прогрессировать заболевание не будет.
Интеллект ребенка страдает из-за необратимых нарушений в головном мозге и формировании ЦНС. У него нарушены когнитивные способности, он не может мыслить и выражать эмоции. Передвигается и говорит такой малыш медленно, не может ничего толком запомнить, способности к обучению отсутствуют, сам себя обслужить он не в состоянии.
Умственно отсталый ребенок не замыкается в себе, с удовольствием контактирует с людьми, быстро привязывается к тем, кто к нему хорошо относится, любят музыку.
Разница между детьми с олигофренией и аутистами вполне понятна, но сравнить последний с ЗПР вполне возможно, так как их можно перепутать.
|
Ребенок-аутист |
С задержкой психического развития |
|
Хорошо говорит, но лишь о том, что нравится и хочется именно ему и, в основном, сам с собой, а с другими может отказаться |
Стесняется говорить, так как испытывает с этим трудности |
|
Любит одиночество, не хочет играть с детьми |
Есть желание общаться со сверстниками, но не знает каким образом начать |
|
Совершает ритуалы, паникует при введении новшеств |
|
|
Эмоционально безразличен |
Привязан к родным, ждет от них ласки и всяческого одобрения |
|
Полностью вылечить невозможно, но адаптировать к социуму вполне |
Проходит полностью при правильно подобранных мерах коррекции |
При таком расстройстве главенствующими являются признаки аутизма, но они отягощаются интеллектуальной недееспособностью, что ухудшает состояние ребенка. У больного недостаточно сформированы психические процессы, мышление не развито, внимание неустойчиво. Свои чувства он выражает примитивно, стихийно, вроде бы скоординированы движения, но мелкая моторика плохая.
Организация учебного процесса сталкивается с трудностями: такой ученик не желает смотреть в глаза учителю, общаться, отвечать на вопросы и т. д. Поэтому обучение обычно организовывается дома в индивидуальном порядке, так как педагогу нужно уделять ребенку особое внимание и подход.
Сначала потребуется установить с больным контакт, создать комфортную для него обстановку:
для занятий место выбирает сам ученик – ему спокойно и можно будет добиться от него большей концентрации внимания;
на уроках обязательно присутствие матери, которая помогает своему ребенку выполнять задания. В этом случае учитывается тот аспект, что поначалу больной даже не будет воспринимать постороннего человека, и пока он к нему привыкнет, роль посредника будет играть мама;
учителю не нужно устанавливать зрительный контакт с больным, чтобы не спровоцировать агрессию последнего;
дидактический материал должен быть подобран такой, чтобы нравился ученику – это повысит его мотивацию и желание учиться;
процесс обучения подбирается индивидуально по интересам и возможностям больного. Подача материала может меняться в ходе занятий – на что-то он будет реагировать негативно, а другое его более заинтересует. Поэтому чем больше разного дидактического материала и приемов будет задействовать учитель, тем лучше;
полезен метод подражания, когда ученик совместно с педагогом выполняет какие-либо действия, подражая ему – держит карандаш, пишет им и т. д.;
параллельно отрабатываются навыки самообслуживания – урок не будет считаться законченным, пока ребенок не приберет на рабочем столе.
Стереотипы осваиваются так:
начало и окончание занятия обозначаются очень четко, чтобы ученик понимал, когда меняется деятельность и не проявлял тревоги;
уроки проводятся в одном и том же месте – обстановка, стол и стул не меняются;
задания перемещаются по мере выполнения слева направо;
постепенно вводятся просьбы-указания «возьми», «дай», «положи», «двигай» и т. п.;
мать по мере продвижения обучения удаляется в другое помещение;
вводятся дополнительные предметы – пластилин, краски, цветные карандаши и бумага, клей и др.;
ученик помогает учителю собирать учебный материал в конце уроков.
Расширяются усвоенные навыки таким образом:
осознанное обустройство учебного места;
понятное и четкое установление времени занятия и паузы;
введение новых просьб, закрепление уже освоенных;
расширение словарного запаса, помогающее освоить бытовые и эмоциональные навыки;
еще больше ограничивается присутствие матери;
стимуляция активного разговора;
усиление мотивации;
обучение позитивным эмоциям;
введение новых предметов и обучение их использования.
Педагог должен вести себя очень осторожно с ребенком-аутистом, имеющим умственную отсталость. Ему понадобится терпение, внимательность, корректность. Добиться полной тишины на занятиях вряд ли удастся, ведь подобный ученик демонстрирует громкими звуками свои эмоции и только так можно определить, нравится ему происходящее или нет, его настроение.
Полной концентрации на предмете тоже не стоит: больной вряд ли будет смотреть на учителя, объясняющего материал. Но зато при выполнении задания ученик сфокусируется на том, что делает.
Вопросы к больному нужно формулировать четко и очень кратко. Но немедленного ответа можно не ждать – он будет, но через некоторое время. Часто вопросов задавать не нужно.
При объяснении материала целесообразно использовать мелкие предметы, помещающиеся на детской ладошке или размером не более листа формата А4.
Обязательно нужно поощрение: и вербальное, и тактильное, и сладостями.
Переходить к объяснению следующей темы можно только после того, как больной усвоит то, о чем ему говорилось. Поэтому четкого времени каждого этапа обучения огласить невозможно.
Все, что сказано выше – лишь начальные шаги обучения. Дальше все происходит намного сложнее, но алгоритм остается прежним.
Об успешности процесса можно говорить, если ребенок по итогу получает оптимальный для его особенностей объем навыков и знаний, может сам себя обслуживать и социализируется.