Размер шрифта:
Цвет:
Изображение:

Атипичный аутизм

Количество детских расстройств аутистического спектра с каждым годом становится все больше. Бытует мнение, что заболевания эти не annie-spratt-nP9J7O90HfY-unsplash.jpgтакие и сложные, но страдающие ими дети имеют статус инвалида, что подтверждает серьезность таких недугов. Одно из них – атипичный аутизм, явление довольно редкое, но требующее рассмотрения.

Кратко об аутизме

Это нарушение развития нервной системы, которым страдают один ребенок из пятидесяти. Симптомы:

  • нарушение социальных функций – стремление к одиночеству, нежелание общаться,

  • нарушение коммуникаций – непонимание указаний, и их выполнение, проблемы с речью;

  • стереотипность поведения – повторяющиеся движения типа бега по кругу, взмахи руками, хлопанье в ладошки, ограничение интереса к чему-то одному.

Данная патология связана с нарушением структуры мозга, поэтому существует несколько его видов. Сейчас понятие «аутизм» постепенно меняют на термин «расстройства аутистического спектра», так как один и тот же диагноз могут поставить малышу с разной причиной недуга, уровнем интеллекта, выраженностью симптомов. Так происходит потому, что у каждого больного это очень индивидуально.

В список РАС входят:

  • классический аутизм – присутствуют все три признака (см. выше) аномалии высшей нервной деятельности. Степень тяжести может быть от самой легкой до очень тяжелой, проявляется уже в младенчестве;

  • атипичный аутизм (неспецифическое первазивное, т. е. охватывающее все стороны психики, нарушение развития). В этом случае присутствуют два из трех отчетливых симптомов. Характерен в основном для мальчиков;

  • синдром Аспергера (аутистическая психопатия) – речь развита, высокий интеллект, некоторые пациенты активно коммуницируют, поэтому возникают трудности с диагностикой;

  • синдром Ретта – им больше подвержены девочки. Ему свойственно заторможенность, судорожные припадки и все признаки аутизма. Приводит к тяжелой форме умственной отсталости;

  • детское дезинтегративное расстройство.

Симптомы атипичного аутизма

Проявляет себя расстройство таким образом:

  • проблема с коммуникацией. У каждого ребенка она индивидуальна – одни просто не понимают, как общаться с окружающими, но очень этого хотят, другие, наоборот, избегают любых контактов;

  • трудности с речью при желании сформулировать мысль из-за скудного словарного запаса. С чужой речью тоже могут возникнуть проблемы – нет понимания переносного смысла фразы;

  • эмоциональная скудность – из-за отсутствия ответных жестов (кивка, смены позы), смены выражения лица, кажется, что больной равнодушен, ему неинтересно, но на самом деле человек просто не знает, как проявить эмоции;

  • невыразительная мимика;

  • ограниченное мышление. Нет гибкости в мышлении и поведении – оно шаблонное, монотонное, педантичное. Даже при самых небольших переменах, появлении новых вещей и людей больной начинает паниковать;

  • острая реакция на любые раздражители, проявление агрессии;

  • очень узкие интересы – например, желание играть только с одной машинкой.

Данная форма заболевания, как уже говорилось, похожа на классическую, но с меньшим диапазоном проявлений. То есть, она отличается либо симптоматикой (отсутствием одного главного диагностического критерия), либо временем дебюта. По последнему признаку в МКБ-10 атипичный аутизм (F84.1) делят на подвиды: возникающий позже трех лет и до этого возраста. В последнем случае расстройство сопровождается выраженной умственной отсталостью.

Причины

Развитие неспецифического первазивного расстройства связано со следующими факторами:

  • наследственная предрасположенность – наличие в анамнезе семьи расстройств аутистического спектра или других отклонений психики. То есть, оно вполне может передаться генами;

  • болезни будущей матери при беременности (особенно опасен первый триместр), прием фармакологических препаратов для их лечения. Сюда же отнесем внутриутробные инфекции;

  • преждевременные и проблемные роды (асфиксия плода);

  • возраст матери, наличие у нее ожирения, астмы, гипертензии;

  • недоношенность;

  • послеродовые осложнения у малыша;

  • недоразвитость левого полушария, патологические изменения в мозге;

  • нарушения питания и обмена веществ (и ферментов) в мозге;

  • шизофрения, эпилепсия.

Диагностика

Диагноз «атипичный аутизм» ставит врач-психиатр. К нему родителям нужно обращаться сразу же, когда они заметили у своего чада странности:

  • отгороженность от внешнего мира;

  • нежелание идти на контакт, отсутствие реакции на попытки других людей к общению;

  • ограниченность интересов;

  • совершение однотипных движений, все время повторяющихся;

  • агрессия;

  • в некоторых случаях – умственная отсталость.

Специалист проводит комплексное медицинское обследование (с привлечением узких специалистов) и психиатрическое, используя определенные тесты. Понадобится также понаблюдать за ребенком некоторое время, чтобы проанализировать его поведение, бытовые навыки, возможности общения.  

Врач-психиатр на основе обследования разрабатывает лечебно-коррекционные мероприятия, в которых участвуют такие специалисты (на разных этапах):

  • генетики;

  • неврологи;

  • психологи;

  • дефектологи;

  • логопеды.

К каждому пациенту подход строго индивидуальный.

Жизненно важно подобные отклонения выявить на ранних этапах, когда еще можно провести коррекцию. При диагностике РАС в подростковом периоде лечение будет более тяжелым и с худшими прогнозами.

Нелишним будет напомнить родителям нормы развития ребенка в раннем возрасте (это проще, чем перечислять все возможные симптомы атипичного аутизма, которые у каждого ребенка свои):

  • 3–4 мес. – умеет концентрировать взгляд на заинтересовавшем объекте, с интересом изучает все, что находится вокруг, на звуки поворачивает голову, улыбается при виде знакомых лиц;

  • 7 мес. – произносит разные звуки, выражает ими недовольство или радость, реагирует на эмоции;

  • 12 мес. – показывает простые жесты, повторяет их за кем-нибудь, понимает запреты, «разговаривает» сам с собой, может произносить отдельные слова;

  • 18-24 мес. – радуется присутствию других детей, понимает и произносит слова, распознает предметы по форме и цвету, говорит несложными предложениями;

  • 36 мес. – демонстрирует привязанность к определенным людям, обладает множеством эмоций, пользуется несложными предложениями, используя местоимения, умеет фантазировать, раскладывать предметы по определенным критериям, выполняет указания.

Если ребенок сильно отстает на каждом этапе, то даже при особенностях темпа развития, который у каждого малыша своей, есть смысл обратиться к специалисту и пройти обследование. Как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть.

Если пренебречь терапией, то больному грозит изоляция, суицидальные наклонности, депрессия, что негативно влияет и на него самого, и на его близких. Человек не сможет учиться в учебном заведении, получить профессию и работать, завести семью и т. д.

Полностью избавиться от такой патологии нельзя, но с помощью специальных программ можно добиться получения ребенком навыков коммуникации, контроля эмоций, самообслуживания. Некоторые пациенты после лечения не нуждаются в постоянной опеке и живут продуктивно, другим же необходим уход и поддержка.


Записаться на приём

Заказать обратный звонок